Вы здесьВлада Урошевич
Биография
Влада Урошевич (Vlada Urošević, макед. Влада Урошевиќ, р. 17.10.1934, Скопье) – македонский поэт, прозаик, литературный критик, искусствовед, переводчик. Окончил философский факультет университета в Скопье. Руководил редакцией культуры и искусства на телевидении Скопье. С 1982 – доцент, позже профессор кафедры общей и сравнительной литературы филологического факультета им. Блаже Конеского. Редактор журнала «Разгледи». Член международной Академии Малларме, Европейской поэтической академии (Люксембург). Лауреат национальных и международных литературных премий. Поэтическое и прозаическое творчество У. связано с модернистскими тенденциями в македонской литературе. С его сборниками «Некий другой город» («Еден друг град», 1959), «Тьма» («Невиделица», 1962), «Манекен в пейзаже» («Манекен во пејзажот», 1967) в национальную литературу пришли новые формы художественного изображения, связанные с интересом к подсознательному, глубинному, неуловимому в человеческой жизни. Будучи прекрасным знатоком и переводчиком поэзии европейского сюрреализма, У. рисует фантасмагорические картины, наполненные контрастными зрительными образами, алогичными сравнениями, мотивами сна, тайны, магии, чуда («Звездная поэзия»/«Ѕвездена поезиjа», 1973). Вместе с тем мир поэзии У. – это мир апокалиптически воспринимающего жизнь человека, абсолютизирующего страх («Паники», 1995). Его лирический герой ищет и находит завораживающее, надреальное, фантастическое в окружающем обыденном мире македонского города, привычного и осязаемого, но в то же время увиденного через особую призму воображения поэта-сюрреалиста («Некий другой город»). Поэзия города – вот что интересует У., рисующего воображаемую картину Скопье, в которой смешиваются столь разнообразные краски, что создается образ магического города-лабиринта, существующего на границе мифа и истории, сна и яви, прошлого и будущего. Дистанцируясь от прямого изображения реальности, У. обращается к фантастике, что особенно ярко видно в прозе, где автор стирает границы между сном и явью, воображаемым и реальным. В сборниках рассказов «Знаки» («Знаци», 1969), «Ночной фаэтон» («Ноќниот пајтон», 1972), «Охота на единорогов» («Лов на еднорози», 1983) и в романах «Вкус персиков» («Вкусот на праските», 1965), «Моя родственница Эмилия» («Мојата роднина Эмилија», 1994) автор часто рисует пограничные состояния сознания, использует метафорический стиль, обращается к смешению жанров, игре с литературной традицией, предвосхищая, таким образом, появление постмодернистской литературы в македонской культуре. Одна из главных его тем – тема города (чаще всего Скопье), причудливого мира, где смешаны разные эпохи, традиции, культуры, в центре которых рефлектирующий герой, неуверенно чувствующий себя во враждебном ему мире. Наиболее значимым остается первый роман У. – «Вкус персиков», названный авторитетным македонским литературоведом М. Гюрчиновым высшим достижением поэтического романа в македонской литературе. Этот роман свидетельствует о нарастании в творчестве писателя и в македонском романе 1960-х в целом тенденций лиризации и субъективизации романной формы. Погруженность автора в тайные просторы человеческой души, в сферу подсознания, ретроспективность повествования, ассоциативность сюжетно-композиционной организации лирического романа связывает его с главными мотивами лирики поэта. Пережитое самим автором трагическое землетрясение (20.06.1963), разрушившее город, было перенесено в роман не столько как элемент структурно-содержательный, сколько как психологизированный образ рушащегося мира главного героя, который приезжает в Скопье, влюбляется в соседку и погибает во время землетрясения. Героиня же отправляется в его родной город (Охрид) и там словно бы воссоздает свою неосуществленную любовь с другим человеком, являющимся по сути реинкарнацией главного героя. Метафорический финал романа – археологи обнаруживают монетку с образом героини, в то время когда она проходит мимо них, – оставляет читателя на перепутье: простая, казалось бы, история любви превращается в одну из самых пленительных загадок в современной македонской литературе. Роман является своеобразным палимпсестом, составленным из причудливо сплетенных событий, судеб, встреч, случайностей, загадок. Субъективированный хронотоп романа мастерски создается автором, стремящимся рассказать о диалектике прошлого, настоящего и будущего, сошедшихся в ментальном пространстве Любви. Пóзднее творчество У. свидетельствует о его движении уже в русле постмодернистской интерпретации мира. Его атиутопический роман «Придворный поэт в летательном аппарате» («Дворскиот поет во апарат за летање», 1996), сочетая в себе жанровые приметы готического романа, научной фантастики, трюизмы американского коммерческого кино, наивную агрессивность видеоигры, эпатаж порнопродукции, рисует европейское и македонское постисторическое пространство, оставшееся после ядерной катастрофы. «Новое средневековье» – так обозначает македонская критика хронотоп этого произведения. Новый роман У. – «Невеста змея» («Невестата на змејот», 2008) – построен по законам постмодернистских текстов, основанных на обильном (эксплицитном и имплицитном) цитировании иных текстов. Его интертекстуальная «база» – творчество известного македонского собирателя фольклора Марко Цепенкова (1829–1920). Автор ведет виртуозную игру с фольклорной традицией македонской сказки, встраивая ее в современный литературный контекст. У. также автор многих критических работ, посвященных македонской и европейским литературам: «Ровесники» («Врсници», 1971), «Сеть для неуловимого» («Мрежа за неуловливото», 1980), «Нить Ариадны» («Нишката на Аријадна», 1985), «Мифическая ось мира» («Митската оска на светот», 1993). Показывать: |
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
Саша из Киева RE:Плохой, негодный файл. 1 час
nehug@cheaphub.net RE:There is no option to read the book 1 день logusss RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 2 дня nehug@cheaphub.net RE:Доступ 3 дня нэнси RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 3 дня babajga RE:Сказки без подсказки. Сборник 4 дня sibkron RE:«Уроки русского» 5 дней babajga RE:сиреневая звезда 5 дней edvud RE:Не работает регистрация и восстановление пароля 6 дней Larisa_F RE:Грушевое дерево 1 неделя koifish RE:Оплатил абонемент, деньги списались, абонемента нет 1 неделя Саша из Киева RE:Неудавшийся священник 1 неделя babajga RE:Повесть о чудесном одуванчике 2 недели Саша из Киева RE:Ночной пассажир 2 недели larin RE:Оплатила,но абонемент не отображается 2 недели tvnic RE:Maxima-library - новый адрес 2 недели Саша из Киева RE:Хождение во власть. После путча 3 недели babajga RE:Алиса в стране чудес 3 недели Впечатления о книгах
StrelaVV про Шнейдер: Попаданка для лорда (Эротика, Любовная фантастика, Самиздат, сетевая литература)
15 05 Мне очень понравилась книга. Прелестная история попаданки получилась у автора Оценка: отлично!
дядя_Андрей про Злотников: Пощады не будет [litres] (Боевая фантастика, Попаданцы)
15 05 fуlhtq, Тамарис это остров на который в первой части попал Пушкевич. А мир называется Оокона. Но, в принципе, ты прав.
Лысенко Владимир Андреевич про Видум: Под знаком Песца [СИ] (Фэнтези, Самиздат, сетевая литература)
15 05 Читается хорошо, понравилось. Оценка: отлично!
скунс про Афанасьев: Кто ты, Такидзиро Решетников? [СИ] (Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
14 05 Понравилось,читать интересно Оценка: хорошо
lokiiii про Давыдов: Манящая корона [litres] (Героическая фантастика, Фэнтези)
13 05 Повелся на обложку (хотя дракон там тот ещё, но для этой книги как раз), и даже SEO аннотация не отпугнула... и зря. Тут всё настолько плохо, что даже сложно сказать что хуже. По сути, это небольшой рассказик, от силы ……… Оценка: нечитаемо
Lan2292 про Идущий по мирам
13 05 Решила написать по поводу данного произведения следующее, рояль на рояле лежит и роялем погоняет. Если не зацикливаться на этом и воспринимать как некий стеб, неплохо.
Alexx_S про Сандерсон: Рифматист [Литрес] [The Rithmatist ru] (Героическая фантастика, Детективная фантастика, Фэнтези)
13 05 Перевод ужасен, нечитаемо. Персонажи постоянно "взглядывают" - "переводчик" банально не знает значение этого слова
obivatel про Горький: Дед Архип и Лёнька (Русская классическая проза, Детская проза)
13 05 Цитата: "Прочитав в соответствующем -- т.е. в младшем школьном возрасте..." А потом нам объяснили, что всё было не так, [:голосом Новодворской с причмокиванием:] "балы-красавицы-лакеи-юнкера", и "хруст хранцускай булки"(тм), ……… Оценка: отлично!
obivatel про Ледяная принцесса
13 05 Читабельно Многобукофф -- огромный плюс. Всему циклу и каждому тому отдельно -- отлично, Очень понравилось объяснение почему политику высшего уровня противопоказано быть честнейшим и принципиальнейшим человеком (третий ………
Oleg68 про Кобен: Победитель [litres] (Триллер, Детективы: прочее)
13 05 Книга понравилась. Необычный сюжет и развязка в самом конце. Оценка: хорошо
vadim_kz про Артем Всеволодович Туров (Art)
12 05 Немного занудно но вполне читаемо, даже несмотря на ошибки орфографии.
Isais про Белов: Книга 1. Слесарь [СИ] (Боевая фантастика, Фэнтези, Постапокалипсис, Самиздат, сетевая литература)
12 05 Автора аннотации обманули -- картинка на обложке с фовизмом рядом не пробегала. Максимум, на какое художественное течение она тянет, -- примитивизм. Если вообще считать, что эта картинка относится к искусству... |