О книгах, чтении и немного о жизни

Несколько субъективных размышлений

Зачем мы читаем? Согласитесь, глупый вопрос. Впрочем, не менее глупый, чем, например, - а зачем мы живем, зачем любим, зачем мечтаем. Обычно на такие вопросы даже не принято отвечать серьезно. Поэтому отнеситесь к этим рассуждениям просто как к мыслям вслух. Этакое бормотание старого книголюба.

Начнем с книги. И сразу же столкнемся с некоторыми сложностями. Во-первых - что есть книга? Тут сразу придется сделать массу оговорок. Будем с вами считать книгой все, что напечатано, написано, высечено, протравлено, нацарапано на бумаге, пергаменте, папирусе, восковой дощечке, высечено на каменной плите, выдавлено на глиняной табличке, и бог его знает на чем еще. Добавим к этому списку еще экран монитора, карманного ридера, смартофона, экрана телевизора и т.п. и примем во внимание, что написано ( и пр.) это буквами, иероглифами, клинописью и... даже звуком, хотя последний вариант можно вроде бы считать лишь новой формой для передачи все того же содержания. Собственно о форме мы до сих пор только и говорили, о содержании вообще не было сказано ни слова. А уже столько вариантов, столько поводов для споров и разночтений. Но сделаем вид, что мы их успешно преодолели, эти разночтения. А сами плавно и задумчиво перейдем к следующему вопросу. Сформулируем его так: что всеми этими значками-закорючками пытались сказать безымянные и именитые; анонимные и гордо несущие свое имя; знатные и простолюдины; мужчины, женщины и дети; и немощные и здоровяки; и умные и не очень; и гениальные и вовсе бесталанные представители многих-многих поколений рода человеческого на протяжении вот уже нескольких тысячелетий? И заметим себе - продолжают делать это и по сей день. Мне кажется, что все они пытались сохранить на память некоторые свои мысли, а где мысли, там и желания, и мечты, и чувства, и воспоминания, и думы о будущем. А также факты и домыслы, фантазии и откровенную ложь, искренние и не очень заблуждения, и гениальные прозрения и величайшие заблуждения. И свой восторг от открывшейся им красоты, и свой ужас от предчувствия вечной ночи, и надежды на воздаяние, и безнадежность этих надежд. И детский смех, и предсмертный стон, и задыхающийся шепот, шум ветра и треск пожарищ, птичий звон в утреннем весеннем лесу, и стрекот цикад в уснувшем саду.

Итак, мы выясняем, что все это писал кто-то, т.е. конкретный человек. Дажи если их было двое или более, и даже в том случае, если этот кто-то записал нечто, ему не принадлежащее (преданья старины глубокой, частушки-побрехушки, ритуальные гимны и пр.), все равно это сделал некто. Его и принято называть автором данной книги. Мог ли автор запечатлеть на память себе и потомкам каким-то иным способом то, что задумал. Похоже, что нет, т.к. любая другая форма фиксации фактов, мыслей, чувств, будь то музыка, изваяние, живописное полотно или нечто иное не позволяет в такой полноте и целостности сделать это. А это значит, что для того, чтобы написать книгу, автор должен владеть неким универсальным инструментом, позволяющем снять эти ограничения. Имя ему мышление, речь и слово. Итак, книга имеет автора и состоит из слов. И трудно, исходя из сказанного, не сделать следующий вывод - слово (в самом широком смысле) является наиболее универсальным инструментом для выражения понятий, запечатления фактов, передачи мыслей, чувств и пр. и пр. А книга - идеальное вместилище всех этих смыслов.

Вся история человеческой культуры этот вывод подтверждает. Стоило найти новый способ сделать книгу более доступной, как в обществе начинали происходить радикальнейшие перемены, которые только закрепляли за книгой ее доминирующую роль в сохранении и передаче следующим поколениям накопленных достижений человеческого духа.
Этими рассуждения я всего лишь старался очень эскизно дать представление о книге, как о некоем универсальном средстве фиксации, накопления и передачи жизненно важных для человека и человечества знаний и открытий, но не только их, а почти всего, что измыслил человеческий дух на протяжении тысячелетий. Другого такого средства просто нет. Мне, во всяком случае, оно неизвестно.

Книга материальный предмет, но особого рода. Уже то, как развилась культура книгопечатания и связанные с нею отрасли, говорит об особом месте книги в человеческой культуре. Бумага, переплет, тиснения, обрезы, форзацы, шмуцтитулы, гарнитуры, кегли, размеры книг и многие другие термины говорят о том, что к книге всегда относились не как к обычному предмету, даже не просто носителю некоего смысла или труду великого автора. Книга наделялась чуть ли не собственной душой, магией, служила символом, предметом поклонения. И с книгой же боролись, ее уничтожали, сжигали, причем публично, на больших площадях. Книги арестовывались, запрещались, закрывались в спецхраны, заносились в проскрипционные списки, отлучались от церкви вместе с их авторами. Вряд ли вы найдете в истории человеческой цивилизации другой столь же емкий символ, каким стала книга. Мой личный опыт приучил меня относиться к книге, как к существу одушевленному и обладающему собственной индивидуальностью. Да и лучших друзей, чем книги, я, пожалуй, не встречал. Во всяком случае они никогда меня не предавали.

Знаю, знаю, что вы сочтете меня ретроградом, заплутавшемся среди своих стеллажей и полок, набитых стопками запыленной бумаги. Мы же с вами вступили в новую информационно-аудио-визуальную эпоху и чтобы донести свои чувства и мысли до тех, кому они интересны, есть множество других способов и средств. Кино, например, или видеорепортаж, или видеоконференция, и, венец всего - телесериал. Что ж, кино, а затем и телевидение, действительно пошатнули фундамент этой "устаревшей" книжной культуры, взяв на себя многие ее функции и даже вознамерились полностью ее отменить. Во-первых потому, что любой видеоряд намного нагляднее, очевиднее, красочнее и, главное, доходчивее. И значительно экономней расходующий наше время. Но в основе любой кинокартины лежит сценарий, а фактически - та же книга. Даже если вы снимаете нечто совершенно экспериментальное и заумное. И неважно, написан ли этот сценарий по мотивам литературного произведения, исторической хроники или исповеди порнозвезды. В начале все равно было слово, все та же книга, правда, особым образом препарированная, чтобы выделить то, что может быть показано, изображено, воплощено в зрительные образы. Но эти образы вначале должны были быть описаны, и у этих писаний тоже есть автор. Вот мы и вернулись к книге и ее автору. Да разве человек когда-нибудь уходил от нее? Бывало отдалялся, но и возвращался. И это обнадеживает.

Вот, собственно и все. Такой микрогимн книге. Очень эскизный и субъективный. А где же о чтении, спросите вы? Читайте и сами все узнаете. Замечу только, что книги открывают свои тайны не сразу и не каждому одни и те же. И чтобы разгадать их секреты и проникнуться их красотой и смыслом нужно порою приложить немалые усилия. Намного больше, чем при просмотре кинофильма, например. Книга, как и любое произведение искусства, требует сотворчества от читателя, и поэтому настоящий читатель в известной степени может считать себя и соавтором. Книга, являсь произведением искусства, тем не менее содержит и нечто большее, т.к. создана не с помощью гармоничных звуков, как музыка, художественных мазков или штрихов, как картина, каменных блоков, как архитектурное сооружение, а из смыслов, заключенных в слова, фразы, обороты, т.е. глубокоинтеллектуализированных и нематериальных субстанций, которые кроме информации несут еще некие эманации, присущие ее творцу, культурному контексту эпохи и многое многое другое. И именно поэтому эти хрупкие и легко повреждаемые носители столь многих смыслов переживают века и тысячелетия, чего не удается порою даже многим куда более прочным и долговечным творениям рук человеческих. Это буквально - рукописи не горят Булгаковского Воланда.

А о жизни, обозначенной в заголовке? Чьей, спрошу я в ответ. Если о вашей, то вам виднее, если о моей, то это отложим до другого раза. Если о жизни вообще, то одно могу сказать точно - она очень коротка и дай вам бог успеть за это время прочесть самые главные и нужные книги.

(Ранее опубликовано на блоге KpNemo.ru)

Комментарии

Позволю себе процитировать покойного В.И.Савченко, который, как мне кажется, исчерпывающе ответил на вопрос "Зачем?...":

Цитата:
"...Представим себе дерево, скажем - клен. После созревания на нем семян, соткнутых семядольками двух лопастей, он при малейшем дуновении ветра рассеивает их; и летят, красиво вращаясь, тысячи, десятки тысяч пропеллерчиков - чем дальше, тем лучше. Подавляющая часть их падает на асфальт, на мусор, на камни - пропадает без толку. Несколько попадает на благоприятную почву. Но чтобы здесь проросло деревцо, мало почвы - надо чтобы и семя было хорошим, плодотворным.
.
А поскольку неясно, какой пропеллерчик куда упадет, надо, чтобы все семена были плодотворны, несли заряд будущей жизни.
.
Заменим дерево автором (в компании с издателями, разумеется), многие тысячи семян тиражом его книги, почвы - равно и благоприятные, и неблагоприятные - читателями... Дальше должно быть ясно.
.
Да, увы, в большинстве случаев мы сеем на камень. Читатели ждут от книг развлекухи, в крайнем случае - ответа на злободневные вопросы (т. н. "жизненной правды"), а иное не приемлют. Поэтому, если отвлечься от коммерции (а от нее надо отвлечься), книги выпускают большими тиражами ради того единственного экземпляра, который попадет к читателю-почве; он примет новую идею, совпадающую с тем, что сам чувствовал и думал. Тогда она прорастет.
.
Для этого и бывают в книгах идеи-семена. Чем больше - тем лучше, чем обоснованней, тем лучше. Обоснование суть удобрение.
.
Знать бы того читателя, прямо ему и послал бы, а остальное можно не издавать. Но как угадаешь? Вот и переводим леса на бумагу.
.
По одному читателю-почве на идею - и цивилизация будет продолжаться. Не станет таких читателей или не станет авторов с идеями - все под откос. Ни кино, ни телевидение, ни иные игры в гляделки книжный интимный механизм оплодотворения идеями не заменят."
.
.
В.И.Савченко "Должность во Вселенной" (1992г.)

От себя добавлю небольшой комментарий к последнему абзацу В.И.: чтение текста отличается от восприятия видео и аудио уникальным механизмом адаптации к индивидуальности читателя - скорость чтения (и полнота восприятия соответственно) зависит от понимания, от подготовленности читателя и еще от кучи факторов. Непонятное легко перечитать и понять, очевидное пропустить и т.д.
Этого нет в аудио-видео. Там темп восприятия задан жёстко, кто не успел - опоздал и пропустил/не понял. Поэтому для успешности массового восприятия сложность аудио-видео загрубляется... упрощается и оглупляется. Привыкший к аудио-видео не способен повышать степень своего восприятия, что достигается только чтением книг.
...В некотором роде мы нынче возвратились по спирали к дописьменной рисуночно-устной культуре человечества. Пусть на более высоком уровне, но - таки увы.
...Та же спираль выведет на новый уровень письменной культуры. Что это будет? ...Наверное прямая передача текста в мозг или что-то подобное. Не знаю. И не знаю когда. Сейчас задача - продержаться до этого момента.

Вообще-то то, что сказал Савченко, в общих чертах сказано было 2000 лет назад ;) :

Цитата:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Надеюсь, не нужно приводить источник? ;D Что до всего прочего (не только в этом посте, а во всей теме, чтобы не писать лишний раз), то я очень согласен с тем, что книга (или, скажем так, вербальная передача информации через зрительный анализатор ;) требует гораздо большей активизации мышления реципиента, чем любое другое воздействие. Посему, такой вид передачи информации всегда был и остается самым опасным для власть придержащих, и, как сказал дедушко Ленин, "важнейшим искусством для нас является кино" - он понимал толк в зомбификации народа! А вот носитель, на котором книга доходит до людей, совсем не имеет значения, если это - зрительный канал, регулируемый самим читателем (или тактильный - для слепых). Аудиокнига - уже совсем не то. Видео - еще дальше. Думаю, по той же причине вряд ли прокатит и "прямая передача текста в мозг или что-то подобное", как предполагает уважаемый Jolly Roger. А вот книга на бумаге, как ни мучит некоторых ностальгия, обречена уже сегодня, а завтра это станет еще очевиднее.

Все-таки когда читаешь книгу, то сам додумываешь все детали. А в фильмах мы видим то, как понял книгу режиссер (если фильм по книге), иногда хорошо получается, чаще - хуже. И не потому, что все так ужасно, а потому, что часто представляешь в своем мозгу все совершенно иначе. Аудиокниги еще можно слушать, если озвучивает один человек. Лично я не люблю, когда из книги делают спектакль, со множеством актеров, да еще и с музычкой:( Но опять же, приятнее все-таки книгу читать, чем слушать. Так что книга однозначно лучше.
А вообще грустно все это. Как-то мало читают люди, для телевизора время всегда находится, для книги - не всегда.

Цитата:
Книга, являсь произведением искусства

Спорно, особенно принимая во внимание обилие треша, появившееся в последние десятилетия.
К чему Ваша ода? Люди читающие и так всё осознают и чувствуют, а люди, предпочитающие развлекательную литературу, Ваш пост читать не будут.
Цитата:
Да и лучших друзей, чем книги, я, пожалуй, не встречал.

В книжных магазинах на полках новинок я вижу не лучших друзей, а пижонов, гопов и "блондинок"....

Улитка Сонная написал:
quote]
В книжных магазинах на полках новинок я вижу не лучших друзей, а пижонов, гопов и "блондинок"....

Да уж... К сожалению, спрос определяет предложение. Не думаю, что "пижонов, гопов и "блондинок"" предлагают в убыток издательствам и книжным магазинам.
Не знаю, зачем была поднята тема, но понятие книги настолько объемное... (Как, впрочем, автор первого поста указал вначале), что можно только заключить: каждому свое.
Кто ищет среди книг друзей, а кто - "блондинок". Кто-то отдыхает и развлекается с книгой, а кто-то - черпает информацию.

Улитка Сонная написал:
Цитата:
Книга, являсь произведением искусства

Спорно, особенно принимая во внимание обилие треша, появившееся в последние десятилетия.
К чему Ваша ода? Люди читающие и так всё осознают и чувствуют, а люди, предпочитающие развлекательную литературу, Ваш пост читать не будут.
Цитата:
Да и лучших друзей, чем книги, я, пожалуй, не встречал.

В книжных магазинах на полках новинок я вижу не лучших друзей, а пижонов, гопов и "блондинок"....

Я не зря указал, что очерк писался не для книголюбской аудитории, а здесь я его рискнул опубликовать лишь в связи с постом о том, как выкладывать тексты - целиком или выдергивая из книги. Насчет того, кто и что читает, так это дело сугубо личное, как и в выборе друзей, кстати. Ну нет среди моих друзей гопников и пижонов, и среди дорогих мне книг их аналогов тоже не наблюдаю - просто нет на них времени, на книжки-однодневки. В молодости еще разменивался, а как стал чувствовать, что времени все меньше остается, так очень стал разборчив в чтении. И по поводу похорон книги - так сколько уж веков ее хоронят, да все до кладбища не донесут. Даст бог и в очередной раз споткнутся.
И уж совсем напоследок - насчет того, что "читать не будут". Вольному воля, но в совершенно некниголюбском блоге прочло и вступило в дискуссию совсем немало людей, которых я никак бы не назвал регулярно читающими. Так что иногда все же лучше сказать кое-что из того, что тебе дорого, чем промолчать из опасения, что это мол никому не нужно.

До моего поста, выше расположен текст. Очерк, 1209 слов, 6906 знак без пробела, 8104 с пробелами.
К чему он? Что автор хотел сказать? Что он несёт? Пустой бред потока сознания.
Здесь не литературный кружок. Филосовствования плиз, в специальнай раздел СамИздата.
Я же не пишу на главной страничке библиотеки, как удачно сходил покакать.

Цитата:
Я не зря указал, что очерк писался не для книголюбской аудитории, а здесь я его рискнул опубликовать лишь в связи с постом о том, как выкладывать тексты - целиком или выдергивая из книги.

Вам бы, уважаемый, в политику идти надо. Много букв, а на свой вопрос, так и не ответили.
Короче надо быть, конкретнее.

Цитата:
Здесь не литературный кружок. Филосовствования плиз, в специальнай раздел СамИздата.

Это личный блог, инструмент, подаренный Либрусеком каждому зарегистрированному читателю. Маленький домик, где каждому можно заводить своих, каких угодно, тараканов.

Создайте свой сайт и наводите порядки там. А тут вы можете просто игнорировать неинтересные вам посты.

Toв.Kocтя написал:
Что автор хотел сказать? Что он несёт? <...cut...> Короче надо быть, конкретнее.

Да не переживайте Вы так. Очень часто для того, чтобы понять какую-нибудь мысль, времени нужно не меньше, чем для того, чтобы ее породить. Потерпите - может, еще вырастет :-)

Нет, совсем не глупый это вопрос. И не простой. Иначе Вы не создали бы микро-эссе на эту тему, и не ответили бы на вопрос "зачем они пишут", вместо того, чтобы ответить на "зачем мы читаем".

Мы суть представители технической цивилизации, вооруженные Аристотелевой логикой и рациональным способом мышления. Наше орудие познания - интеллект. Лучшим способом массового распространения механического знания является зафиксированный знак. Ergo, книга - способ обмена механическим знанием, который придает индивидуальному мышлению черты группового. Мы читаем для того, чтобы использовать возможности группового мышления. Это глупый ответ, и он касается в бОльшей степени информационно-справочной литературы, а посему едем далее.

Наш интеллект является по сути врагом чистого познания, потому что представляет собой набор моделей мира (упрощений) и шаблонных способов поведенческих реализаций в рамках этих моделей. Наша идентификация себя как личности строится на тех же моделях.
А как меняются сами модели ? А модели изменяются под влиянием впечатлений. И никак иначе. До тех пор, пока восприятие некоей информации не пройдет на фоне какого-нибудь переживания, запечатления не произойдет (в этом месте приходят на разборки адепты чистого разума :).
Искусства - живопись, музыка, скульптура - имеют целью обращение напрямую к эмоциям, минуя интеллект. Их задача - донести до зрителя эмоциональный посыл, развить его эмпатию, перевести его способ познания мира в другую плоскость, вернуть его к забытому способу познания мира (бога), к гностицизму, к герметизму, если хотите.
А вот механической информации они не несут. То есть, в ценностных рамках цивилизации нашего типа они не являются необходимыми.

Однако свой теперешний тип мышления мы приобрели. Нельзя сказать, что он присущ нам биологически. Признанная история ничего не говорит о "дологических" временах - возможно, потому, что сейчас никто не способен осмыслить источники тех времен (подобно тому, как сейчас почти никто не может прочесть средневековую книгу по алхимии). Вот эту рудиментарную (?) иррациональную составляющую своего разума мы называем сенсорным голодом, и в попытках его утолить слушаем музыку, любуемся картинами и скульптурами, и - читаем книги.

Вы верно сказали: "книга - вместилище всех смыслов". А вернее было бы сказать - всех диапазонов подачи информации. Мы уже почти не способны воспринимать информацию только на иррациональном уровне, без "информационного сигнала", а книга содержит и его. От песни она отличается тем, что представляет собой не кадр, а протяженный кусок жизни, в который волей-неволей вживается читатель, впитывая всю подачу автора на всех диапазонах (у Вас - об "эманациях, присущих творцу").

Перед тем, как сформулировать финальный ответ на вопрос, возвращаюсь назад. Как меняются модели, из которых состоит наш т.н. интеллект ? Через эмоциональный "несущий сигнал". Имено по нему мы настраиваемся на книгу и в итоге ее оцениваем ("зацепило-не зацепило"). И на его фоне мы читаем другую жизнь. Другую душу. Другие обстоятельства. Другие берега.

Мы читаем книги для того, чтобы перестать быть собой.

Уехать на каникулы в другую шкуру. Зачем ? Чем больше таких "отъездов", тем больше мы становимся похожи на "среднего автора". "Среднего" из тех, которые "цепляют". Т.е., на среднего творца.
Растеряв подобие божье, пытаемся вернуть его себе через приближение к тем, кто еще способен творить. Как собака в лесу лечится травками от расстройства желудка. Она не знакома с медициной - она просто чувствует, что нужно делать.

Ну, вот как-то так :-)

Оопс... Скажите, это Вы- сами, или цитата ?

Этот поток сознания принадлежит мне, хотя я сомневаюсь в его уникальности :-) Выкладка-то довольно простая.

Ну, удачно сформулированная мысль, как правило, простой и выглядит. Понравилось. Пойду, выпью кефиру за Ваше здоровье :)

Вы зря к слову - о том что нечто иррациональное потеряно. Мы мыслим не только рациональным - у этого рационального есть некий ммм.. оттенок? вкус? не уверен насчёт подходящего знака. И словами - его выразить практически невозможно.
К слову хороший автор в этом и отличается от графомана... Он не использует этот *оттенок/запах* в своих произведениях. Это непросто.
Когда-нибуть мы найдём способ включать в обмен информацией и его. Та система что есть сейчас - несовершенна.

X