Объявлен шорт-лист Букера-2009

Аватар пользователя Mylnicoff

«Шесть российских романов года в их версии, «короткий список» Букера-2009, озвученный в Москве 7 октября: «Каменный мост» Александра Терехова, «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича, «Время женщин» Елены Чижовой, «Жили-были старик со старухой» Елены Катишонок, «Вчерашняя вечность. Дортмунд» Бориса Хазанова, «Елтышевы» Романа Сенчина.
В жюри-2009 — Сергей Гандлевский, Майя Кучерская, Алексей Варламов, Владимир Рецептер, Павел Басинский. Имя нового букериата назовут 1 декабря. Но тенденция литературного года — по версии жюри — видна (как оно всегда и бывает) уже в шорт-листе. Эти шесть текстов мечены четким чувством времени. В конечном итоге — все они о том, как из «вчера» (такого, каким оно у нас было) вылупляется «сегодня» (такое, каково оно у нас есть).
Тексты-2009 подробны: качественную картинку дает только мелкий растр, высокая плотность черных-белых точек на квадратный дюйм, шум, пена, мусор времени. А ведь эта подробность нынче не числится родовым качеством прозы: вот и Букера-2008 получил «Библиотекарь» Михаила Елизарова, свободный от ветоши деталей и тряпья конкретики. И тексты Гришковца любимы народом за интеллектуальную эргономичность: не грузят, легки и комфортны, как рюкзак Diesel. Эта легкость — чуть не родовая черта новой прозы: в ней едины хамоватый Минаев и добрейший Андрей Аствацатуров со своими новомодными «Людьми в голом». И люди к ним тянутся, клянусь на стопке топ-листов.
Но вот жюри Букера-2009 решительно выбрало тексты другого сорта.
В 800-страничном романе Александра Терехова «Каменный мост» (М: АСТ, Астрель, 2008) — злая, пристальная и скрупулезная хроника бытования Дома на набережной и его окрестностей в 1943 году перемежается кадрами Москвы наших дней. Странный ожесточенный человек, собиратель оловянных солдатиков, занят федоровским воскрешением двух подростков, погибших шестьдесят лет назад на Большом Каменном мосту. «Я представляю интересы мертвых», — бросает он сквозь зубы… Его «мертвые» — поколения дедов, оловянные пехотинцы и медсестры СССР. «Сводный хор квартир» улицы Грановского, Ленинградского проспекта и проч. создает ровный рокот истории, фон романа. На внутренний вопрос «Зачем все это было?» — нет ответа. А у кого есть?
В романе Леонида Юзефовича «Журавли и карлики» («Дружба народов», № 7—8; АСТ, Астрель, 2009) тоже текут параллельно два времени: 1993 и 2003 годы. «Мне кажется, самая завидная участь, на которую может рассчитывать художественный текст, — стать историческим источником», — говорил прозаик в интервью «Новой». Эпоха «гуманитарной помощи», «красной ртути», утренних перестрелок в подъездах, уличных торжищ, оперных арий в замызганных переходах, лихой проверочки всех и всяческих ценностей образованного сословия, танков у Белого дома, безумных и безуспешных попыток любой ценой приработать тридцать баксов воскрешена с той же скрупулезностью, с какой Юзефович писал документальный роман о бароне Унгерне.
«Каменный мост» дышит недоброй и величественной сыростью «засекреченного метро». «Журавли и карлики» — теплом малогабаритного людского жилья, ковчега в реке времен.
Выбрать между ними двумя — трудно.
Но и их «соседи» по шорт-листу держатся с достоинством (что всегда внушает приязнь). Москва 1950-х, коммунальная комната престарелой дамы из бывших, в которую являются молчаливые тени в ватниках, отмотавшие свою 58-ю по полной программе, в романе Бориса Хазанова «Вчерашняя вечность. Дортмунд» («Зарубежные записки», № 1—3. 2008). Депрессивная алтайская деревня, где загибаются, не умея приложить ни к чему руки, торгуют спиртом в розлив, теряют последнюю волю к жизни вчерашние горожане постсоветского «третьего сословия», персонажи Романа Сенчина «Елтышевы» («Дружба народов», № 3—4, 2009). Полувековая хроника казачьей семьи, переброшенной бодрым ходом истории СССР в Прибалтику, лежащей на сильных и прямых плечах двух праведников — деда и бабки («Жили-были старик со старухой» Елены Катишонок. — СПб.: Геликон Плюс, 2009). Жестокая повесть о питерской коммуналке, где пытаются штопать и латать повседневное бытие три поколения семьи, из которой время отчислило (и в расход, и так просто) всех мужиков (Елена Чижова, «Время женщин», «Звезда», № 3, 2009) — все это честные тексты.
В своем роде каждый из них стремится быть историческим источником. Общая тема — судьба России в XX веке как пролог к истории России в XXI — так велика, что требует самых разнообразных изысканий. И вот они появились. А ведь в шорт-лист Букера-2009 не вошли другие главные тексты года: «Асан» Владимира Маканина, «Чудо» Юрия Арабова, «Малая Глуша» Марии Галиной, «Степные боги» Андрея Геласимова (впрочем, этот роман успел получить «Нацбест»).
Но выбор жюри (любого жюри) формирует желаемую реальность. Впоследствии ее проверит реальность реальная. И этот день «Ч» наступит не 1 декабря, когда из шести романов выберут один и назовут имя «Букериата-2009». А несколько позже, когда станет понятно, какие из букеровских книг действительно прочитаны публикой?
А это — непредсказуемо. Любопытнейший материал дает сейчас сайт другой премии: лонг-лист премии «НОС» («Новая Словесность», недавно учрежденная премия фонда Михаила Прохорова). Длинный список «НОСа» на днях выложен в Сеть. Пока жюри работает — народ голосует. В народе за приз зрительских симпатий с решительным, двадцатикратным отрывом лидирует сетевой автор Серафим (около 1000 голосов) с книгой «Записки ангела».
Серафим действительно ангельски незлобив. Но тексты просты, как треп на кухне: ну не переносит организм человека пива и мороженого вместе… к сожалению, выяснил он это в гостях у очень милой дамы. Такая глупость. Такой конфуз. Пустяки умели виртуозно рассказывать Шукшин и Довлатов… но не ждите. Все тут не прием, а серьезно. Автор не опережает своего широкого читателя. И именно этим читателю мил.
Такова реальная читательская аудитория, воспитанная у нас лет за двадцать.
Жюри Букера-2009 своим выбором делает шаг против мейнстрима.
Елена Дьякова
12.10.2009»
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/113/23.html

Комментарии

Аватар пользователя Mylnicoff

(тяжко вздыхает) Выкрутился...

Ну так пусть будет и "длинный" список:

“Длинный список” литературной премии «Русский Букер-2008»
Юрий Арабов. Чудо. М.: Астрель, 2008.
Михаил Балбачан. Шахта. М.: Время, 2008.
Всеволод Бенигсен. ГенАцид. М.: Время, 2009.
Андрей Битов. Преподаватель симметрии (Октябрь. 2008. № 8–9).
Андрей Волос. Победитель. М.: Акпресс /АСТ, 2009.
Мария Галина. Малая Глуша (Новый мир. 2008. № 12).
Андрей Геласимов. Степные боги. М.: ЭКСМО, 2008.
Олег Журавлёв. Соска. М.: ОГИ, 2008.
Леонид Зорин. Глас народа (Знамя. 2008. № 11).
Александр Кабаков. Беглец (Знамя. 2009. № 5).
Григорий Канович. Очарованье сатаны. М.: Текст, 2008.
Елена Катишонок. Жили-были старик со старухой. СПб.: Геликон Плюс, 2009.
Николай Крыщук. Кругами рая (Звезда. 2009. № 1–2).
Владимир Маканин. Асан (Знамя. 2008. № 8–9).
Александр Мелихов. Интернационал дураков. М.: ПРОЗАиК, 2008.
Роман Сенчин. Елтышевы (Дружба народов. 2009. № 3–4).
Александр Снегирёв. Нефтяная Венера. М.: АСТ, 2008.
Андрей Тарасов. Безоружный. М.: Новая элита, 2009.
Александр Терехов. Каменный мост. М.: Астрель, 2009.
Борис Хазанов. Вчерашняя вечность. Дортмунд: Журнал «Зарубежные записки». 2008. № 1–3).
Вадим Чекунов. Кирза. М.: Популярная литература, 2009.
Елена Чижова. Время женщин (Звезда. 2009. № 3).
Леонид Юзефович. Журавли и карлики. М.: Астрель, 2008.
Любовь Юргенсон. Воспитанные ночью. М.: НЛО, 2009.

Стыдно признаться, но честно говоря, из "длинного списка" читала только "Журавли и карлики". Книга хорошая.
Из списка на слуху "Дортмунд" и "Каменный мост".
Интересно, по какому принципу производился отбор?

"Кто все эти люди?" (с)

Читал Битова, ещё о нескольких слышал. Сколько они заплатили бабла, чтобы попасть в Букера? И сколько из них пишут неплохо;)

Про Битова и Юзефовича слышал давно и читал .. А кто члены жюри?.. (патетически) А судьи кто?

Я думала, что только я такая глупая и из номинантов почти никого не читала. Как приятно, что я не в одиночестве...
Судьи, наверное, соответствуют произведениям..

Да судьи всегда соответствуют судимым - закон природы. Любые премии создаются, определяются и назначаются внутри тусовки. У каждой тусовки - своя премия. Скорее всего, судьи просто не знают авторов, которые не входят в их круг. Или знают, но с точки зрения привычного в их кругу уровня - не способны оценить уровня инако-пишущих.
А что касается того, как пишут номинированные на Букер-2009, так по-моему, они пишут одинаково. :) Мне когда-то понравился Кабаков, случайно попались вырезанные из какого-то журнала листочки, повесть "Невозвращенец". Кажется, она была написана еще в конце восьмидесятых. Наверное, для того времени это было очень ново, смело и неожиданно. Потом уже было много антиутопий. Но язык Кабакова, стиль, эмоциональная заразительность текста - все это очень выгодно отличается от многих других до сих пор.
Марию Галину узнала недавно. "Малая Глуша" понравилась по тем же причинам - язык, стиль, авторское неравнодушие. Это есть здесь, на Либрусеке, только очень много ошибок.
Битова что-то читала, кажется, не так давно, но совершенно не помню не только содержания, но даже собственного впечатления. Еще "Журавли и карлики" Юзефовича читала. Можно было и не читать. Хотя сказать, что книга чем-то сильно не понравилась, не могу. Просто бывает такое впечатление: как все. Еще несколько имен из списка знакомы, но не уверена, что читала. Если даже и читала, то не помню. Наверное, тоже - "как все".
По крайней мере, судя по тому, кого премировали в прошлые разы, русский букер - это что-то вроде членского билета в закрытый клуб. Признание заслуг перед тусовкой, а не перед каким-то там человечеством, страной, культурой. Или какой-то там литературой, не к ночи будь помянута.
Хотя, с другой стороны, если бы премию присуждали всенародным голосованием читателей, так русский Букер получила бы Стефани Майер, наверное. Или Гарри Поттер?

Килька написал:

Марию Галину узнала недавно. "Малая Глуша" понравилась по тем же причинам - язык, стиль, авторское неравнодушие. Это есть здесь, на Либрусеке, только очень много ошибок.

"Малую Глушу" я не так давно вычитывал, так что ошибок стало меньше. 8-) Хороша вещь, в принципе.

Килька пишет:

Цитата:
Хотя, с другой стороны, если бы премию присуждали всенародным голосованием читателей, так русский Букер получила бы Стефани Майер, наверное. Или Гарри Поттер?

С Майер развлекательная писательница, нельзя А. Конан-Дойля сравнивать с Достоевским --очень разные жанры ИМХО, массовый читатель за массовую развлекательную литературу и голосует и оценивает её, вроде, неплохо.
По современной прозе, такого что-то не вижу. Похоже "тусовка".
Битов хорошо писал в начале 70х, Юзефович своеобразный писатель, Журавли и карлики" не читал, но проза 70 -80 неплоха, ИМХО, конечно.:)

Эксперт: Виктор ТОПОРОВ Тайная интрига Русского Букера Некоторые цитаты: Тайная интрига Русского Букера, шорт-лист которого только что, вечером 7 октября, объявлен, парадоксальным образом напоминает выборы правления Ленинградского союза писателей застойных времен, на которых (а проводили их раз в два года) тоже никогда не обходилось без конспирологии, да и мировая закулиса, размахивая избирательным бюллетенем, груши околачивала отнюдь не попусту. ...Так, бывало, не пускали ленинградские писатели в правление не только «страшных», но и хоть сколько-нибудь «несимпатичных» людей. Хотя откуда, спрашивается, взяться в писательской среде «симпатичным»? На место «страшных» и «несимпатичных» проходят (и в правление, и в шорт-лист) обычно никакие. Именно так обстоит дело и на сей раз. Короткий список «Русского Букера-2009» делится ровно пополам: на три сильных произведения и три никакие...

Это всего лишь мнение одного критика, но, на мой взгляд, стоит его стоит посмотреть

"Сильные книги" (по Топорову):
Елтышевы
Журавли и карлики
Каменный мост
А эта еще "сильнее", но в номинанты не попала:
Асан
Взял читать, понравятся, буду ориентироваться на Топорова, а не на премии.
PS: зашел на страницу Битова, а там, оказывается, нет самой лучшей его книги (ИМХО, но не только моё) - "Пушкинский Дом". А ведь в Сети была когда-то - а на либрусеке нет, непорядок, однако.

Цитата:
А эта еще "сильнее", но в номинанты не попала: Асан...Взял читать, понравятся, буду ориентироваться на Топорова, а не на премии.
Ну, я бы не сильно торопился во всем доверять данной статье. Тем более конкретно с Асаном все несколько, хм, не так однозначно. Собственно, вот сам Топоров об Асане ВЗГЛЯД / Виктор Топоров: Асан хочет денег

sd написал:
PS: зашел на страницу Битова, а там, оказывается, нет самой лучшей его книги (ИМХО, но не только моё) - "Пушкинский Дом". А ведь в Сети была когда-то - а на либрусеке нет, непорядок, однако.
Вот единственное, что удалось найти http://lib.rus.ec/b/170332. Правда качество doc-файла ужастное.
Может кто доберется перегнать в fb2 и вычитать заодно. Впрочем не уверен, что без бумажной книжки получится хороший файл.

oldvagrant написал:
Правда качество doc-файла ужастное.

Да, ужасТ, ужасТ! Но читаемо, а какой там замечательный образ деда Одоевцева!
Спасибо.

Да, интересно, примерно так и предполагал, но без подробностей. Система оценки современной прозы ну. никакая.

Я асан прочитал недавно и впечатление как о сборнике баек о чеченнской войне(хотя написано сильно - по маканинске)

X