The Beast: Как разобраться с фантастикой. Состоялось очередное голосование на сайте журнала «Если». Писатель и критик Василий М

Это из кеша яндекса статья ДИвова

Состоялось очередное голосование на сайте журнала «Если». Писатель и критик Василий Мидянин спросил: «Кто виноват в кризисе отечественной фантастики?»

Подано 702 голоса. Ответы следующие:
- Сволочи издатели, которым выгодно прививать читателю дурной вкус — 13%;
- Гады книготорговцы, работающие с книгой, как с обычным товаром — 4%;
- Уроды критики, погрязшие в некомпетентности, клановых разборках и корпоративной солидарности — 1%;
- Козлы писатели, которые заботятся лишь о собственных тиражах и гонорарах — 9%;
- Дебилы читатели, которые голосуют рублем за низкопробные боевики — 16%;
- Никто, падла, не виноват, ибо, согласно закону Старджона, 90% выпускаемой литературы является браком — 28%;
- Никакого, мать его, кризиса нет, эти панические настроения стабильно возникают раз в несколько лет — 28%.

Коллега Мидянин оценил расклад голосов в короткой и емкой статье с исчерпывающим названием «В светлое будущее – на “Титанике”». Рассказал, как оно все на самом деле, и намекнул, что скоро жопа добром это не кончится.

И вот что интересно. Василий комментировал результаты. А еще нескольких авторов попросили развернуто ответить на тот же вопрос вслепую. Мой ответ оказался в целом похож на резюме Мидянина. Даже очень похож. Но выводы - диаметрально противоположны. Имхо, все увлеклись прогнозами жопы на рынке, которого в чистом виде уже не существует.

В «Если» мой комментарий должен был пойти без заголовка, но сам файл у меня поименован. Прошу:

КОЛБАСНЫЙ РЯД

Глядя на ценники в книжных магазинах, люди говорят: «Издатель обезумел, почему так дорого?!». Иногда еще ругают жадных авторов.

Между тем, отпускная цена на серийную фантастику в ЭКСМО около 80 рублей. В скобках прописью: (восемьдесят руб 00 коп). Все, что «накручено» сверху, вы платите посредникам, задача которых – довезти книги до торговых точек и разложить по полкам.

Мнение посредников о том, чего вам надо, и за сколько вы готовы это купить – решающее. Оно формирует витрину русской фантастики.

Витрина нынче странная. Сплошь «новые бестселлеры», назначенные бестселлерами еще до начала продаж. Качество товара не играет роли. Главное – чтобы все было свеженькое.

Это грустная история в целом, но самое грустное вот: никто не заинтересован в длительном жизненном цикле отдельно взятой книги. Лонгселлеры не делают погоды на рынке. На рынке правят бал ротация, вал, поток.

В свое время у торговцев-лоточников было правило: держать несколько «статусных» книг, а остальной ассортимент обновлять как можно чаще. Не купили что-то – да и черт с ним, другое купят. Нельзя ждать, пока читатель «распробует» товар, это рискованная стратегия. Зато свеженькое точно возмут.

Некоторые из лоточников теперь руководят торговыми сетями – на тех же принципах. Больше свежих книг!

Издатель может продать оптовикам одну и ту же книгу многократно. Для этого он должен изворачиваться и хитрить. Я уже сосчитать не могу, сколько раз переиздана моя «Выбраковка». Раньше ее просто допечатывали. Теперь она в допечатке никому не нужна, оптовик воротит нос. А вот с обновленным дизайном «Выбраковку», это ветхозаветное старье, охотно берут, и она снова расходится. Хотя содержание книги за последние девять лет не изменилось.

Со стороны ситуация выглядит так: книжную торговлю, со всей ее уникальной спецификой, взяли - и директивным методом приравняли к торговле колбасой. Свеженького!

Что может читатель противопоставить этой уравниловке? Казалось бы, он голосует за книги рублем. За хорошие книги, естественно. Но давайте посмотрим правде в ее недобрые глаза. Спрос определяет вовсе не потребитель-интеллектуал, не разборчивый читатель, а совсем другой. Запойный. Тот, кто покупает много и часто. Кому надо побольше свежих книг.

И вот с таким читателем – беда. Один мой знакомый, как раз из числа запойных потребителей фантастики, недавно писал у себя в ЖЖ, рецензируя некую книгу: язык безобразный, персонажи картонные, но представляете - читается легко!.. Вообще-то, слабый текст не может восприниматься «легко» по определению. От него остается чувство стыда за автора. Это не «легко», это противно. Но времена изменились, критерии оценки текста тоже. О том, что будет именно так, нас еще в 99-м году предупреждал со страниц «Если» Сергей Переслегин. Приехали?

Сплошь и рядом люди, которые еще вчера не стали бы покупать графоманскую белиберду, относятся к ней все снисходительнее. А новое поколение уже полностью дезориентировано. «Яркий образный язык» из отзывов читателей на поверку оказывается набором красивеньких клише литературной попсы полувековой давности. Вычурная фраза, напыщенные метафоры – уже идут за высокий стиль. Клише, штампы, пустозвонство: вы это покупаете? Ничего, за вас купят другие.

Ответить на такой читательский запрос проще простого, и торговля – отвечает. Сообразно запросу, она уже откомпостировала мозги издателям, а авторов и просить не надо, их много разных, хватит на всех. Это кризис фантастики? Отнюдь. Это нормальное состояние развлекательного жанра, нишу которого захватила, на свою беду, русская фантастика. Соответственно, изначально сниженные критерии «развлекалова» переносятся на фантастику в целом.

И те, кто пророчат обрушение рынка фантастики, ошибаются. Такого рынка в чистом виде больше нет.

Есть длиннющий колбасный ряд, в котором изредка попадается фантастический сервелат. Обычно нарезкой.

На бутерброды.

Январь 2008

Оригинал: ищите в яндексе

Комментарии

Дивов написал:
Есть длиннющий колбасный ряд, в котором изредка попадается фантастический сервелат. Обычно нарезкой.

Ну это он неправ. Колбаса - нормальный продукт питания. То, о чем идет речь - жвачка. Или водка.
В соседнем посте тов. Дивов сокрушается, что мол, есть люди, которым ужасно надо читать, и нет возможности. Схоже с проблемами алкоголиков.
Во времена СССР чтение считалось сакральным процессом, во время которого читатель пожинал разумное, доброе, вечное. Кино, мол, из всех искусств - самое важное. Многие товарищи сохранили этот стереотип. А сейчас литература - индустрия развлечений. Бизнес. А интересы бизнеса прежде всего в получении прибыли.
То есть, как раз именно такие книги не могут быть бесплатными долгое время. Они пишутся, чтобы заработать.

Антон Палихов написал:
Это из кеша яндекса статья ДИвова
Есть длиннющий колбасный ряд, в котором изредка попадается фантастический сервелат. Обычно нарезкой.
На бутерброды.

Не совсем чётко изложено. Ну колбаса, ну нарезкой и причём - много, кушать всем хочется, в том числе и графоманам, уровень качества колбасы надеюсь, определяется не самым низким показателем и даже не усреднённым, а по верхней планке. По моему скромному мнению, не задан критерий самого дорогого сервелата, когда на одной полке с бешеным ценником лежит жвачка для ума и настоящие шедевры, и жвачка лежит скорее по традиции, невзирая на. Вот это и есть кризис.
X