Игорь Евгеньевич Куприн

Игорь Евгеньевич Куприн родился 30 апреля 1966 года в городе Умань (Украина). Окончил художественно-промышленное училище в Загорске по специальности «художественная обработка дерева». Работал в Целинограде (Казахстан) в художественно-промышленных мастерских. Увлекся книжной графикой. Сотрудничал с издательствами «Импакт» (Рига), «Борей», «Северо-Запад», «Terra Fantastica»...

Сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге.

В свое время художнику пришлось немало поколесить по просторам Советского Союза. У некоторых многочисленные переезды могли бы вызвать законное раздражение, но Игорь Куприн легок на подъем. Сегодня, когда книжная иллюстрация в России (а особенно иллюстрация к фантастическим текстам) переживает не лучшие времена, художник по полгода проводит в Германии. Рисует, посещает лекции в университете, общается с берлинскими панками... Естественно, общение это не могло не найти отражения в работах Игоря Куприна. Странные футуристические наряды героев, оснащенные множеством жестких креплений, металлические детали и импланты, стальные шипы и хромированные иглы... Недаром именно работы Куприна украшают одну из наиболее элитарных, и, увы, наименее коммерчески удачных серий издательств «Terra Fantastica» (СПб) и «АСТ» (Москва) — «Виртуальный мир». И одновременно — книгу «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, одного из самых удачливых в коммерческом плане отечественных писателей-фантастов. Своеобразный ряд: Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Майкл Суэнвик — и Сергей Лукьяненко... Игорь Куприн сумел прекрасно уловить атмосферу, дух киберпанка — жесткого, техничного, полного динамики постмодернистского литературного направления. Пожалуй, в этой области его иллюстрации можно назвать своего рода эталоном — особенно если вспомнить те самые слова Брюса Стерлинга о иллюстрациях к роману «Схизматрица», которые американский «гуру» киберпанка сказал во время последнего визита в Россию: «Я не встречал лучших иллюстраций к моим книгам.»

Увы, как утверждают издатели, сегодня иллюстрированные фантастические книги не окупают дополнительных расходов. И, значит, какое-то время мы будем лишены возможности знакомиться с новыми работами Игоря Евгеньевича. По крайней мере — с его книжной графикой. Впрочем, это уже не первый кризис такого рода в России. Отказываться от книжной иллюстрации, от традиции предисловий и послесловий, от библиографий и биографических справок — значит лишать читателя половины удовольствия от прочитанной книги. Издатели прекрасно осознают это и идут на подобный шаг не от хорошей жизни. Нам остается только лишь ждать, когда наконец наши читательские потребности совпадут с издательскими возможностями и хорошую книгу станет приятно не только читать, но и просто держать в руках.

Работы художника И. Куприна ИЕРОГЛИФ - Сайт визуального искусства

X