Вы здесьГабриэль ТардЖан Габрие́ль Тард (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция — 13 мая 1904, Париж, Франция) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866 году. После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 году занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 годы был постоянным судьёй. Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 года его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре». С 1887 года, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьёзного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка. Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время не публиковал.[источник не указан 1704 дня] Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции. С 1896 года началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук. В 1898 году вышла из печати его главная книга — «Социальные законы». Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 года в Париже. В социологии Тард, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) — «общество, в конце концов, есть подражание» («la société, c’est l’imitation»). Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества. Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) — результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения. Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам. Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения». Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век — это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики» играют СМИ, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения — такие как политология (работа «Превращение власти»), экономика («Экономическая психология», «Реформа политической экономии»), криминология («Сравнительная преступность» и «Философия наказания»), искусствоведение («Сущность искусства»). Теги:
|
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
s_Sergius RE:Древний Рим. Подборка книг 43 мин.
Саша из Киева RE:Соха и Пятикнижие 3 часа Aliki RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 20 часов sem14 RE:Не удаётся добавить книгу 4 дня Саша из Киева RE:Живу я в мире только раз... 4 дня Саша из Киева RE:Герои Израиля 5 дней Саша из Киева RE:Этот контрастный мир 1 неделя sibkron RE:Международная Букеровская премия (лауреаты) 1 неделя Саша из Киева RE:Братья родные 1 неделя nehug@cheaphub.net RE:не открывается книга 1 неделя nehug@cheaphub.net RE:Доступ 2 недели sibkron RE:«Македонский роман XXI века 2 недели sem14 RE:Рассказы Южных морей 2 недели weis RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 2 недели arkadybi RE:Абонемент 3 недели babajga RE:Комната в башне 3 недели babajga RE:сиреневая звезда 3 недели babajga RE:Сказки Папоротникового Леса 3 недели Впечатления о книгах
Isais про Ремарк: Три товарища [Drei Kameraden ru] (Классическая проза, О войне)
15 07 Иной раз и литреснутые файлы на что сгодятся -- вот, не пришлось сканировать -распознавать самому, всё меньше трудов.
Harryfan про Орлов: Расходный материал [СИ] (Фэнтези, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
15 07 В отличие от СИшной версии, здесь сюжет начинается с полуслова, из ниоткуда. Неудачный вариант огрызка от издательства. Оценка: плохо
udrees про Михайлов: Без пощады (Боевая фантастика)
14 07 Достойная книга про выживание в замкнутом мире астероида. Написано хорошо, читается просто, описание тоже похвальное, где по мелочам, где подробнее. Главный герой тоже не простой, калека, с протезами, но тем не менее с целью ……… Оценка: отлично!
udrees про Линдквист: Блаженны мертвые [Hanteringen av odöra ru] (Ужасы)
14 07 По книге даже фильм сняли, но фильм как водится, не передает и десятой доли переживаний и явлений книги. Даже персонажей немного заменили, видимо убрали телепатию, политиков, бюджет фильма не позволил собрать массовку, конец ……… Оценка: отлично!
udrees про Круз: Короткое лето (Боевая фантастика, Фэнтези, Попаданцы)
14 07 Для любителей Приграничья и серии про друзей зайдет. Может мир выписан немного не так, как в оригинале, но все равно читается живо и интересно. Сюжет тоже выстроен грамотно, постепенно нарастая к концу повествования. Ну ……… Оценка: отлично!
Лысенко Владимир Андреевич про Трофимов: Казачий князь [litres] (Альтернативная история, Боевая фантастика, Попаданцы)
14 07 Книга очень понравилась, читается легко. Хочется продолжения приключений ГГ. Оценка: отлично!
HandyAndy про 7Я. Рекомбинатор
13 07 Главная проблема "карьерных" серий: чем круче складывается у героя карьера, тем зануднее становится продираться через всю сопутствующую политоту и эпичные батальные сцены...
polyn про Калинина: Проклятая картина (Детективная фантастика, Ужасы, Триллер, Самиздат, сетевая литература)
12 07 Змечательный мистический триллер. Жду продолжения. Оценка: отлично!
дядя_Андрей про Стригин: В гостях у ведьмы [CИ] (Фэнтези, Детская фантастика, Сказочная фантастика, Самиздат, сетевая литература)
10 07 Очень хорошая сказка. Как бы и не лучше "Повести о дружбе и не дружбе" АБС, хотя герои младше года на 4. Оценка: хорошо
Bibliofile про Глуховский: ПОСТ [litres] (Боевая фантастика, Героическая фантастика, Социальная фантастика)
09 07 Не плохо, очень. Неожиданно, как и сама книга. Оценка: отлично!
Aleks_Sim про Дубнов: Книга жизни [воспоминания и размышления] (Биографии и Мемуары)
08 07 offe00 про Дубнов: Книга жизни [воспоминания и размышления] - Просьба перевести эту книгу в другой, читаемый формат - ЕСЛИ возьметесь за вычитку fb-формата то я дам ссылку на файл
Стармех про Осадчук: Поход [СИ] (Боевая фантастика, Героическая фантастика, Фэнтези, Самиздат, сетевая литература)
08 07 Хорошая серия, буду ждать продолжения Оценка: отлично! |