Хельмут Прайслер

Биография

В числе учеников Г. Маурера и первых студентов Литературного института имени И. Р. Бехера, открывшегося в 1955 году, был Хельмут Прайслер, к тому времени уже прошедший непростой жизненный путь. Дорожный рабочий в ранней юности, X. Прайслер был призван в вермахт, в 1945 -1947 годах находился в Бельгии. Пройдя краткосрочные педагогические курсы, до 1955 года работал школьным учителем в своем родном городе Котбусе. По окончании Литературного института издал около двадцати сборников стихотворений. Ясная гражданственность стихотворений X. Прайслера, подчеркнуто агитационное обращение к животрепещущим политическим темам - все это привлекало внимание к поэту, его творчество отмечено литературными премиями, в том числе Национальной премией ГДР в 1971 году.
Весьма плодотворным в творчестве X. Прайслера оказался прием, заимствованный у американского писателя Эдгара Ли Мастерса (1869-1950), который в своей известной «Антологии реки Спун» (1915) поместил 250 эпитафий-исповедей умерших жителей некоего провинциального городка, повествующих о крушении житейских надежд. Но X. Прайслер, использовав форму, приспособил ее прежде всего для антифашистской агитации, и, надо сказать, он нашел фукциональный и действенный ирием. Так был создан первый поэтический сборник X. Прайслера «Голоса мертвых» (1957), где каждый из лирических героев - жертва фашизма и реваншизма - от своего имени повествует о себе и о своей судьбе.
Затем последовали сборники «Голоса живых» (1958), «Голоса из бригад социалистического труда» (1960), «Голоса потомков» (1961) и другие, в которых поэт продолжает совершенствовать найденную форму. Эту форму он сделал универсальной, удачно использовав ее и в сборнике «Маленькая галерея» (1968) - в стихах о картинах Джорджоне, Брейгеля, Ван Гога, Матисса, Кетэ Кольвиц, Ганса Грундига и других. Каждое стихотворение-поэтическая интерпретация творчества художника. Подобный же цикл стихотворений посвящен композиторам (Бах, Бетховен и др.)
Стихотворения X. Прайслера исполнены веры в будущее своей республики (сборник «Счастье должно продолжаться», 1971), они напоминают о славных традициях пролетариата, о его вождях («Кто-если не мы!», 1970, сборник к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина). В книгах семидесятых годов поэт чаще обращается к лирическим темам, наряду с проблемами политическими в его стихах и поэмах разрабатываются конфликты моральные и нравственные. Лирика последних лет часто лаконична, она живет осознанной житейской мудростью (и этим напоминает иногда стихи Расула Гамзатова). Поэзия X. Прайслера обращена по сути своей к массовому читателю - понятно и в общедоступной форме говорится здесь о таких истинах, ясное понимание которых необходимо каждому строителю нового общества.



Показывать:
Антология поэзии

X