Мишель Уэльбек

Биография
2019 2010 2002

Мише́ль Уэльбе́к (фр. Michel Houellebecq, настоящая фамилия - Тома́; фр.Thomas; род. 26 февраля 1956) — французский писатель, поэт. Лауреат премии Ноябрь за роман «Элементарные частицы» (1998) и Гонкуровской премии за роман «Карта и территория» (2010).

Статья в Википедии
библиография (Фантлаб)




Сортировать по: Показывать:
Выбрать всё    
Антология поэзии
Вне серий
Вне серий

Об авторе

Вне серий

Автор

Сборники

Книги на прочих языках

Вне серий

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом, коллаборативной фильтрации и других удобств.

RSS

Alhimik0 про Уэльбек: Возможность острова [La possibilité d'une île ru] (Современная проза) 02 07
Счастье это лишь возможность острова на миг открытого нам вдали холодного равнодушного моря нашей жизни. Жизнь - реальна. Все остальное - нет...
Оценка: отлично!

Belomor.canal про Уэльбек: Покорность [Soumission ru] (Социальная фантастика) 20 06
Действие разворачивается в 2022 году".
Однако, быстро время бежит!
Оценка: хорошо

Sello про Уэльбек: Серотонин [Sérotonine ru] (Современная проза) 22 05
Роман о представителе очередного "потерянного поколения" нынешнего разлива, если так можно сказать. Цинизм главного героя - напускной, за которым скрывается мятущаяся (и любящая) натура. В принципе, это еще и роман о вырождении Европы, живущей химерами "о счастливом будущем", разлагающейся и, со своими потугами быть примером для остального человечества, выглядящей и неубедительно, и отталкивающе. История с погибающими фермерскими хозяйствами, самоубийство его лучшего друга, потерявшего все - жену, ферму, деньги, веру в возможность что-либо изменить к лучшему, - и есть частичное отражение этого процесса.
Оценка: отлично!

sibkron про Уэльбек: Платформа [Plateforme ru] (Современная проза) 06 06
"Платформа" - вторая часть условного цикла Уэльбека "Au milieu du monde" (другие части "Лансароте" и "Возможность острова").
Роман о любви, а вернее о её поиске, о взаимоотношениях между людьми в эпоху царствования либеральных ценностей и капитализма. В какой-то момент произошел сдвиг в ценностях. Отчуждение стало ощущаться ещё больше, отношения заменились их симулякрами.
– Самое страшное, – продолжила она, – что при этом нет никакого физического контакта. Все в перчатках, все пользуются инструментами. Кожа не соприкасается с кожей, ни поцелуя, ни ласки. На мой взгляд, это противоречит самой природе секса.

Не удивительно, что одинокий западный человек начинает искать искренних, живых отношений в отдаленных уголках планеты. Но райские места - это всего лишь иллюзия в условиях нашего глобализированного мира: нет свободы, нет защищенности, да и искренние отношения уж больно сильно зависят от денег. Так стоит ли бежать от нашего больного странного мира, или все же надо пытаться что-то исправить? Вопрос...

sibkron про Уэльбек: Лансароте [Lanzarote ru] (Современная проза) 02 04
"Лансароте" - небольшая лирическая повесть Уэльбека, в которой автор очень умело, иногда с юмором, иногда с грустью и трагизмом обличает пороки современного общества.
Опять же повесть проникнута гедонизмом, замечательным пейзажными зарисовками и поднимает разные вопросы, с которыми сталкивается уже человек XXI века.
В целом, произведение понравилось.

sibkron про Уэльбек: Элементарные частицы [Les particules élémentaires ru] (Научная фантастика, Современная проза) 02 04
Несколько лет назад к нам мимоходом заезжала французская писательница Сильви Жермен. Одним из моих вопросов был об отношении к Уэльбеку и Бегбедеру. Жермен отвечала: Уэльбек - писатель.
Пожалуй, автор из той породы писателей, которых ты сразу любишь или сразу ненавидишь. Есть, конечно, за что. Своеобразная эстетика, мизантропия в духе Селина, женоненавистничество. Но вместе с тем его персонажи получились выпуклыми и Уэльбеку удалось, описывая межличностные отношения и травмы, не скатиться в "ничтожную историйку" ("То, что было потрясающей тенденцией французского языка в эпоху «Принцессы Клевской», выродилось [у нас] в ничтожные историйки.", Жан-Ив Тадье). Автор проанализировал причины тех или иных поступков первых потомков "детей цветов" и подвел черту XX веку и постмодернизму:
Вселенское осмеяние, которому после десятилетий бессмысленного почитания внезапно подверглись труды Фуко, Лакана, Деррида и Делёза, не только не оставило в тот момент места для какой-либо новой философской доктрины, а, напротив, вконец дискредитировало все то сообщество интеллектуалов, что объявляло себя «гуманитариями»; с этого времени во всех областях мысли необратимо вошли в силу деятели науки.

Роман можно рассмотреть с нескольких точек зрения: социальной, философской и прогностической.
Социальная: Первым потомкам хиппи пришлось в жизни не сладко. Их родители отдались свободе и времени на детей у них не оставалось совсем. А дети рождались, и по Уэльбеку многие были обделены родительским вниманием, что породило психологически травмированное поколение: с одной стороны мужчин-инфантилов, с другой - серийных убийц, которых автор видел идейными продолжателями родителей. И Брюно Клеман, и Мишель Дзержински, и Аннабель, и Кристиана ищут любви, кто просто человеческой как Брюно, а кто вселенской для всех - как Мишель.
Философская: В романе Уэльбека нашла отражение позитивистская теория прогресса (с опорой на Огюста Конта). Автор пишет о том, что в середине прошлого века произошла "метафизическая мутация", благодаря которой на первый план выдвинулся индивидуализм. Но это в свою очередь привело к большему отчуждению людей, их разобщенности (помнится, Карл Поппер опасался вырождения общества индивидуумов в "абстрактное"). Один из героев, Мишель Дзержински пытается сделать людей счастливыми, уйти от неравенства и сделать ставку на взаимном влиянии "частиц" друг на друга (уйти от отчуждения).
Согласно одной, скрытые свойства, определявшие поведение частиц, не поддавались локализации, то есть две частицы были способны оказывать друг на друга влияние на произвольном взаимоудалении. Согласно другой, требовалось отказаться от самого понятия элементарной частицы ввиду полнейшей невозможности определения её внутренних состояний: и тогда исследователь оказывался перед максимальной онтологической пустотой, если только не скатывался к радикальному позитивизму, ограничиваясь математическим оформлением предсказания наблюдаемых явлений и полностью отрекаясь от прояснения их физической сути. Естественно, именно к этой гипотезе и должно было склониться большинство ученых.

Прогностическая: До сих пор ведется разговор о мире после постмодернизма. Кто-то видит поворот (смену парадигм, "метафизическую мутацию" по Уэльбеку), который должен случиться как следствие революции в гуманитарной сфере, кто-то - в биологической. Уэльбек относится к последним. Он выдвигает идею о возможности коммунизма (в том числе, сексуального) в безликом бесполом бессмертном обществе. И все же новый век только начался, и пока однозначные выводы делать рано.
Роман сильный. Дебютный роман "Расширение пространства борьбы" на фоне этого произведения смотрится всего лишь наброском или этюдом. Не зря немецкая газета Die Zeit включила его в свой послевоенный европейский канон. Рекомендую.

sibkron про Уэльбек: Расширение пространства борьбы [Extension du domaine de la lutte ru] (Современная проза) 28 03
Сексуальность – одна из систем социальной иерархии.

В свое время Карл Маркс и Фридрих Энгельс совершили революцию, систематизировав накопленные знания в стройную политико-философскую и экономическую теорию. Уэльбек не совершал подобных революций, но провел замечательную параллель между экономикой и сексом, которая немного отдает марксизмом.
Без сомнения, говорил я себе, в нашем обществе секс – это вторая иерархия, нисколько не зависящая от иерархии денег, но не менее – если не более – безжалостная. По своим последствиям обе иерархии равнозначны. Как и ничем не сдерживаемая свобода в экономике (и по тем же причинам), сексуальная свобода приводит порой к абсолютной пауперизации. Есть люди, которые занимаются любовью каждый день; с другими это бывает пять или шесть раз в жизни, а то и вообще никогда. Есть люди, которые занимаются любовью с десятками женщин; на долю других не достается ни одной. Это называется «законом рынка». При экономической системе, запрещающей менять работу, каждый с большим или меньшим успехом находит себе место в жизни. При системе сексуальных отношений, запрещающей адюльтер, каждый с большим или меньшим успехом находит себе место в чьей-нибудь постели. При абсолютной экономической свободе одни наживают несметные богатства; другие прозябают в нищете. При абсолютной сексуальной свободе одни живут насыщенной, яркой половой жизнью; другие обречены на мастурбацию и одиночество. Свобода в экономике – это расширение пространства борьбы: состязание людей всех возрастов и всех классов общества. Но и сексуальная свобода – это расширение пространства борьбы, состязание людей всех возрастов и всех классов общества. В экономическом плане Рафаэль Тиссеран принадлежит к команде победителей; в плане сексуальном – к команде побежденных. Некоторым удается побеждать на обоих фронтах; другие терпят поражение и на том, и на другом. За некоторых молодых специалистов спорят солидные фирмы; женщины спорят за некоторых молодых людей; мужчины спорят за некоторых молодых женщин; великая смута, великое волнение.

В основе дебютного романа будни айтишника. И, хотя в наше время уже нельзя разделить современный бизнес и ИТ-технологии, до сих пор можно встретить клиентов, подобных персонажам Уэльбека, которые готовы все новое положить на полочку, а дела вести по-старому. Герои романа борются за место под солнцем и толику любви. По Уэльбеку деньги и секс - это инь и янь современного мира.
Мне кажется, что все люди должны быть несчастны; понимаете, ведь мир, в котором мы живем, устроен очень просто. Есть система, основанная на власти, деньгах и страхе, – это мужская система, назовем ее Марс. И есть женская система, основанная на соблазне и сексе: назовем ее Венера. Вот и все. Неужели можно жить всем этим и верить, что ничего другого не бывает?

Герою сложно смириться с таким устройством мира. Депрессия, одиночество - вот то, что достается ему в награду за самокопание.
Так ли далек Уэльбек от истины в своих идейных построениях? По мне так концом борьбы человека с экономической стороны можно считать - удовлетворение своим материальным достатком, с сексуальной - любовь и удовлетворение семейным счастьем. Вот последних-то одиноким героям автора сильно не хватает.

Sello про Уэльбек: Расширение пространства борьбы [Extension du domaine de la lutte ru] (Современная проза) 29 09
Не самое лучшее произведение Уэльбека.

Usually_Life про Уэльбек: Элементарные частицы [Les particules élémentaires ru] (Научная фантастика, Современная проза) 20 07
Тошнотная книга, и две хорошие страницы в конце этого не меняют.

Грант про Уэльбек: Элементарные частицы [Les particules élémentaires ru] (Научная фантастика, Современная проза) 24 06
Омерзительное, отталкивающее препарирование мелких страстишек, похоти, извращений, отклонений. Люди изображаются слабыми, ничтожными. О самой идее появления нового вида людей - пара страниц. Еле прочитал, книга просто тошнотворная.

Narcoman-chtole-suka про Мишель Уэльбек 08 05
Слышал о частицах только самые хорошие отзывы, но чёт немного не пошло. Хотя сам роман написан хорошо, сам сюжет не для меня.
Можт платформа попрёт лучше

АлексАТ про Мишель Уэльбек 12 11
Прочел ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТРОВА, потом постепенно Расширение ПБ, Мир как Суп-т и Элемент.частицы - у автора есть СТИЛЬ и да, всё это о ЛЮБВИ:))) но после прочтения накатывает тоска и чувство безысходности, поэтому не рекомендую читать всё и сразу - опасно для жизни;-) как яд - принимать по капле каждый день.

cybd про Уэльбек: Элементарные частицы [Les particules élémentaires ru] (Научная фантастика, Современная проза) 05 08
Не легко далось прочтение этого романа. Начало очень нудное, тогда прочитав страниц 70 отложил до лучших времен. И когда я второй раз наткнулся на эту книгу, решил сделать очередную попытку и дочитал до конца. Содержание книги заставило задуматься о скоротечности жизни.

der Fremde про Уэльбек: Платформа [Plateforme ru] (Современная проза) 22 03
Как и все хорошие книги, эта книга - о любви. Подводит читателя к пониманию того, что смысл всего сущего есть Любовь! что всё сущее есть Любовь!! что там, где нет любви, нет ничего!!!

creiven про Уэльбек: Г. Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса [H.P. Lovecraft: Contre le monde, contre la vie ru] (Биографии и Мемуары, Публицистика) 01 02
Очень интерсное видение Лавкрафта в творческом преломлении такого современного - актуального - писателя и мыслителя как Уэльбек

123olga про Уэльбек: Элементарные частицы [Les particules élémentaires ru] (Научная фантастика, Современная проза) 14 07
Книга сильная, но лично у меня после этой книги депресняк был как минимум месяц.... Но в 20 лет ее надо почитать, это точно :)

neiroalex про Уэльбек: Платформа [Plateforme ru] (Современная проза) 08 10
Перечитал её уже второй раз. Круто, очень круто. Согласен не совсем, что говорит автор, но глубину взгляда Уэльбека на проблемы современного человека отрицать никак нельзя. Сейчас, кстати, купил и бумажный экземпляр, плешь проедаю друзьям: прочтите, да прочтите:)

Rebel про Уэльбек: Элементарные частицы [Les particules élémentaires ru] (Научная фантастика, Современная проза) 15 11
Очень сильная книга, дважды перечитывал.Книга о смысле жизни, одиночестве, любви. Я бы сказал, что этот текст будет современен всегда. Мой любимый автор, наряду с Мураками и Вербером.

X