Вы здесьДжеймс Сканлан
Биография
Джеймс Патрик Сканлан (Скэнлан) (James Patrick Scanlan, 22.02.1927, Чикаго, штат Иллинойс - 28.10.2016) - американский философ, историк русской философии, специалист по Достоевскому и Толстому, русскому марксизму, постсоветской философии. Переводчик русской философской литературы. Наряду со своим наставником Клайном, Скэнлан является ведущим исследователем русской философии в США. Закончил Чикагский университет, доктор наук по философии (1956). С 1971 года по настоящее время (с перерывами) профессор; с 1992 года - заслуженный профессор университета штата Огайо (г. Колумбус). В 1988-1991 годы был директором Центра славянских и восточно-европейских исследований университета штата Огайо. До этого работал в Институте философских исследований в Сан-Франциско (1954-1955), преподавателем и научным сотрудником в Технологическом институте в Кливленде (1955-1956), преподавателем философии в Балтиморе, Мэриленд (1956-1968), профессор философии и директором Центра советских и восточно-европейских исследований Канзасского университета (1968-1970). Читал курсы по эстетике, этике, истории философии Нового времени, логике, марксизму, русской философии, социальной и политической философии. Автор более 170 работ на английском и русском языках. С 1956 по 2012 годы регулярно выступал с научными докладами (более 175 раз) в различных странах мира. Русский язык Скэнлан изучал в 1960-1961 году в Калифорнийском университете (Беркли). В 1964/1965 учебном году находился на стажировке в МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве професора кафедры истории философии народов СССР философского факультета. В 1969 году Скэнлан вновь приезжал на научную работу в МГУ, в 1978 году проходил научную стажировку в Институте философии АН СССР. Ею первая крупная работа по русской интеллектуальной истории вышла в Чикаго в 1965 году. Это трехтомная антология «Русская философия», составленная Скэнланом совместно с Дж. Эди, М.-В. Зелдин и Клайном, с его переводами текстов и с вводными статьями, посвященными отдельным мыслителям и различным течениям. Это - первая в своем роде антология по истории русской философии на английском языке, включающая материал от ее истоков до советского марксизма 60-х годы включительно; до сих пор она остается авторитетным и широко используемым учебным пособием. В течение ряда лет Скэнлан занимался переводами и издательскими проектами. В этот период был завершен английский перевод «Исторических писем» Лаврова (1967) и велась работа над архивными источниками для английского перевода книги Гершензона «История Молодой России» (опубликована в полном виде в 1986 г.); переводы снабжены подробными комментариями, примечаниями и именными указателями. Аналогичным образом составлена «Американская библиография славянских и восточноевропейских исследований 1970-1972 гг.». С конца 1960-х годов Скэнлан обращается непосредственно к исследовательской работе. Предметом его исследований в период с 1967 до начала 1980-х годов становится философия Чернышевского, диалектический материализм, марксистско-ленинская эстетика, советская идеология и политическая мысль. В 1985 году выходит в свет его монография «Марксизм в СССР: Критический обзор современной советской мысли», фундаментальное исследование судеб марксизма в России в период после смерти Сталина. В ней утверждается, что несмотря на свои серьезные недостатки в качестве философской системы, советский марксизм содержал в себе большой творческий потенциал, который позволял многим советским философам вести серьезную научную работу: в результате этого интеллектуальная жизнь в Советском Союзе была значительно более богатой, чем принято думать. Последнее мнение, считает Скэнлана, чаще всего свойственное «поверхностным наблюдал елям», обычно сводится к тому, что марксизм может функционировать лишь как своего рода догматический тормоз в развитии философских идей. В докладе в Институте философии РАН в 1993 году, озаглавленном «Нужна ли России русская философия?», Скэнлан призвал русских философов присоединиться к традиции «мировой философии» и отказаться от претензии на самобытность. Его вывод заключался в том, что Россия не нуждается в узконациональной русской философии, а также в том, что претензии на уникальность и самобытность служат преимущественно тому, «чтобы противопоставить Россию с философской точки зрения остальному интеллектуальному миру». Он предложил уделять больше внимания действительно оригинальным русским мыслителям (особенно неолейбницианцам и философам права конца XIX - начала XX века), чьи идеи замалчивались в период «борьбы мировоззрений». Доклад был опубликован под тем же названием в «Вопросах философии» (1994. № 1) и вызвал дискуссию в российской и американской печати. Следующей значительной работой Скэнлана стала, опубликованная под его общей редакцией книги, посвященная Дж. Клайну, «Русская мысль после коммунизма: возвращение философского наследия» (1994). В специальной главе он акцентирует внимание на особенностях интерпретации славянофильства в современной русской мысли. В конце 1990-х годов Скэнлан обращается к исследованию философского наследия Достоевского; опубликовал 4 статьи в ведущих журналах. В 2002 году издал книгу «Достоевский как мыслитель» - обобщающее рассмотрение философского миропонимания Достоевского, источниковую основу которого составили художественные произведения, публицистика и эпистолярное наследие. В ней автор доказывает, что философские воззрения русского мыслителя были гораздо более аргументированными и систематически обоснованными, чем это утверждалось ранее, и одновременно отмечаются слабые стороны философского мировосприятия писателя. Монография была переведена на русский язык (2006). С середины 2000-х годов Скэнлан исследует взгляды Толстого как философа (еще в 1978 году он написал работу «Л. Н. Толстой как философ искусства сегодня»), опубликует статьи «Толстой среди философов» (2006) и «Толстой как аналитический мыслитель» (2011). Он приходит к выводу, что поздние работы Толстого «показывают, что он, несомненно, был способен совершать необходимые концептуальные разграничения, признавать обоснованные возражения и рационально реагировать на них» даже если «миссионерское рвение вело его к тому, чтобы преувеличивать значимость его морального учения». В ряду разнообразных исследований о Толстом подход Скэнлана выделяется тем, что он один из немногих рассматривает моральную философию Толстого в более широком контексте мировой этической традиции. Его истолкование идей Достоевского и Толстого предпринятое не в литературном, но, главным образом, в философском контексте, создает определенную исследовательскую модель для анализа философского творчества русских мыслителей. Скэнлан - член коллегий ряда научных журналов: главный редактор журн. «Studies in Soviet Thought» (1972-1981), «Russian Studies in Philosophy» (1987-1997), редактор-консультант журнала «Studies in East European Thought» (c 1981); член коллегии журнала «The Russian Review» (с 1988), 8-томной «Философской энциклопедии» (1967) и др. Показывать: |
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
rada2005 RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 20 часов
nehug@cheaphub.net RE:Доступ 1 день sibkron RE:«Македонский роман XXI века 2 дня sem14 RE:Рассказы Южных морей 5 дней weis RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 5 дней arkadybi RE:Абонемент 6 дней babajga RE:Комната в башне 6 дней Саша из Киева RE:Герои Израиля 1 неделя babajga RE:сиреневая звезда 1 неделя babajga RE:Сказки Папоротникового Леса 1 неделя sem14 RE:вопрос 1 неделя sem14 RE:Премия «Небьюла» (Nebula Award) 2 недели Isais RE:Maxima-library - переезд 2 недели Iron Man RE:Курьезы сканировщика 3 недели tvv RE:Абрахам Вергезе - The Covenant of Water 3 недели Larisa_F RE:Эрнесто и его кролики 4 недели Саша из Киева RE:Горящие паруса 1 месяц Саша из Киева RE:Американская мозаика 1 месяц Впечатления о книгах
polyn про Миронова: Под сенью омелы [litres] (Современные любовные романы, Любовные детективы)
30 06 И на этот раз у автора получилась незабываемая, необычная история с непредсказуемыми поворотами сюжета. Читала и наслаждалась. Это и детектив, поскольку тут речь идёт о нескольких убийствах. Это и мистика, связанная с ……… Оценка: отлично!
lukyanelena про Зинина: Эффект "Федора" [СИ] (Современные любовные романы, Самиздат, сетевая литература)
30 06 Отличная история созависимых отношений, жертва и абьюзер. И все это завернуто в фантик "любовь". Нет там никакой любви. Всегда она будет виновата, а он, так и быть, будет прощать. Очень опасно, когда девочки верят в такую туфту. Беэээээ Оценка: неплохо
mig2009 про Афанасьев: Охотники ночного города (Боевая фантастика)
28 06 Вполне читабельно. Да, недоумение присутствует, как алкоголик превращается в супермена за неделю-другую (алкашу после такого продолжительного запоя месяц надо, чтобы мозги хоть немного прочистить и панические атаки ушли, ………
Дей про Оборотный город
28 06 Весь так называемый юмор Белянина вертится вокруг секса, гомосексуализма и евреев. "— Пошёл вон, болтун бесстыжий! — в свою очередь сорвался дядюшка, замахиваясь на меня мокрым полотенцем. — Марш за цыганкой и не доводи ………
obivatel про Хорт: Катар 2 (Космическая фантастика, Попаданцы)
28 06 В общем, серия недописана, зависла в воздухе, и надо полагать, дописываться не будет. Оценка: неплохо
Г.Гуслия про Целитель магических животных
27 06 Очень симпатичная серия. Читал с удовольствием. Всем рекомендую.
Wik@Tor про Фибих: Двужильная Россия [litres] (Биографии и Мемуары)
27 06 Дурак, ты Nicout. Сталинская империя стояла на доносах, фанатиках от коммунизма и чекистах. Для тех, кто попадал под эти жернова, обратно хода не было. Чем строительство коммунизма закончилось любой идиот знает, но ты, похоже, ……… Оценка: отлично!
Nicout про Фибих: Двужильная Россия [litres] (Биографии и Мемуары)
27 06 Мемуары идиота вроде как еврейской национальности, хотя, среди них таковых было крайне мало, жизнь заставляла умнеть. Правильно посадили, поделом, раз сам себе дело сшил, грех такого отпускать. P.S. Как тяжело видеть анацефалов ……… Оценка: нечитаемо
obivatel про Кузнецов: На краю Содружества. Часть 1. Раб [СИ] (Боевая фантастика, Космическая фантастика, Научная фантастика, Самиздат, сетевая литература)
25 06 Серия", часть первая.... опять я попался: первая и единственная, и серии никакой нет. Тьфу ты! Оценка: неплохо
obivatel про Шаравар: Вернуть себя. Том 2 [AT] (Космическая фантастика, Попаданцы)
25 06 Читать дальше не стану, вообще неинтересно. Оценка: плохо
polyn про Шэн: Мой темный Ромео (Короткие любовные романы, Эротика)
24 06 Избыток порно. Шовиниские высказания добавляют негатива. Оценка: плохо |