Нинель Болеславовна Янковская

Биография

Нинель Болеславовна Янковская (02.12.1925 — 12.09.2009) - главный научный сотрудник Эрмитажа, доктор исторических наук, один из ведущих ассириологов мира.

Нинель Болеславовна успела окончить отделение ассириологии по кафедре ассириологии и гебраистики, закрытой в 1949 г. (по доносу нерадивой студентки) за преподавание там древнееврейского языка. Она была первой ученицей И.М.Дьяконова, покинувшего университет в том же году. Уже в 1945 г. Нинель Болеславовна стала сотрудницей Эрмитажа, а с 60-х годов много десятилетий была хранительницей всей клинописной коллекции Отдела Востока.
Научные достижения Янковской без преувеличения можно назвать выдающимися. Начав работу в науке как исследователь экономики Ассирии, она в начале 50-х годов переключается на так называемые каппадокийские документы из собраний ГМИИ и Эрмитажа. Документы эти были открыты еще в 20-е годы первым хранителем клинописной коллекции ГМИИ В.К.Шилейко, который указал на их огромное значение для изучения месопотамской периферии. Составленные в начале II тысячелетия до н.э. в городке Канише (Кюль-тепе в Малой Азии) на местном диалекте аккадского языка, таблички сухим языком цифр повествовали об особом типе общественного объединения, отношения в котором строились на коммерческой основе. Янковской предстояло изучить эти сотни документов, сделать их автографию, полный перевод, опубликовать и дать к ним филологический и экономический комментарий. Вместе с малоазиатскими документами она стала изучать и таблички из городка Аррапхе, расположенного к югу от Ассирии на восточном берегу Тигра. Эти документы таили не менее интересную информацию о негосударственных объединениях свободных людей Месопотамии. Постепенно в результате параллельного изучения документов Каниша и Аррапхе исследователь пришла к открытию нового научного направления - история негосударственных организаций древнего Ближнего Востока. Результатами этого открытия стали ее кандидатская (1959) и докторская (1982) диссертации, а работа над корпусом текстов увенчалась в 1968 г. изданием всего собрания каппадокийских текстов в книге "Клинописные тексты из Кюль-тепе в собраниях СССР (Письма и документы торгового объединения в Малой Азии XIX в. до н.э.)" (М; Наука, 1968).
В области духовной культуры и теории мифа ею тоже внесен весьма значительный вклад в науку. Именно Нинель Болеславовна первой предположила, что все женские божества на древнем Ближнем Востоке разделялись по функции на богинь-матерей и дев-воительниц. Девы-воительницы были покровительницами любовной и воинской страсти, но постоянной семьи и детей не имели. Богини-матери первоначально считались создательницами богов и людей, но потом их функции были отобраны мужскими божествами, и они оказались на периферии мифологии. Девы же, напротив, были возвышены в эпоху государства как вдохновительницы царских военных подвигов и партнерши царей в священном браке. Впоследствии это открытие Н.Б.Янковской из ассириологии перешло и в этнографию, где было воспринято и усвоено специалистами по всем мифологиям мира.
В последние годы жизни Нинель Болеславовна занималась реконструкцией хурритской мифологии и связями между семитскими и хурритскими культами Месопотамии.

источник




Сортировать по: Показывать:
Выбрать всё    

Редактор

Вне серий

Автор

Сборники

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом, коллаборативной фильтрации и других удобств.
X