Марк Максимович Блиев

Биография

Блиев, Марк Максимович (1929 - 2011) — ученый и общественный деятель Северной Осетии — Алании, доктор исторических наук, профессор.

Родился в 1929 в с. Средний Урух, Северная Осетия. В 1947 г. окончил сельскую школу, а в 1951 г. — исторический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Выбор в пользу научных занятий был не самым легким и не очень сытным — предстояли новые экзамены и долгие годы дальнейшей учебы. Свою главную профессиональную школу молодой историк прошел в Московском государственном университете, где в 1956 г. окончил аспирантуру по кафедре истории СССР периода капитализма. Вернувшись домой кандидатом наук, он в 1958-1963 гг. заведовал отделением истории Северо-Осетинского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. В 1964 г. перешел на работу в Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова. В 1967 г. защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII — 30-е гг. XIX в.)». В 1969-1974 гг. профессор М. М. Блиев был деканом исторического факультета СОГУ, а с 1980 г. бессменно заведует кафедрой истории СССР дореволюционного периода, которая в 1992 г. переименована в кафедру российской истории и кавказоведения.

Научно-педагогической работе сопутствовала масштабная исследовательская и научно-административная деятельность. М. М. Блиев — организатор и директор Института истории и археологии республики при Северо-Осетинском государственном университете. Институт вырос из Северо-Кавказской археологической экспедиции и Лаборатории по изучению памятников истории и культуры Северной Осетии — М. М. Блиев возглавил их в 1978 г. К середине 1980-х гг. под его руководством был создан Археологический музей. А в 1993 г. на базе этих подразделений университета сформировался Институт фундаментальных исследований СОГУ, преобразованный в 1996 г. в республиканский Институт истории и археологии.

За перечнем должностей и званий — верность однажды избранному пути, шестьдесят лет неотступного служения исторической науке. Даже краткого послужного списка достаточно, чтобы заметить необычность профессорской биографии: докторская диссертация в 38 лет — большая редкость у историков, а тех, кто мог бы похвастать созданием научных институтов, — единицы в истории науки.

Бесспорно, М. М. Блиев занимает собственное, только ему принадлежащее место в кавказских исследованиях второй половины XX и начала XXI в. — его труды по русско-кавказским отношениям и Кавказской войне стали этапами в развитии отечественного кавказоведения.

В научном творчестве М. М. Блиева отчетливо выделяются несколько основных тем — их можно назвать ведущими направлениями, в которых развивалась его исследовательская деятельность.

Первым из таких направлений стало изучение русско-осетинских отношений и социально-политической истории Осетии в составе Российской империи, русско-кавказских отношений и присоединения кавказских стран к России. Разрабатывая историю присоединения народов Центрального Кавказа, М. М. Блиев выдвинул общую концепцию и периодизацию истории русско-северокавказских отношений. Ее главный смысл — в преодолении мнимого противоречия между мирным характером присоединения народов Северного Кавказа к России и последующими военными конфликтами. Рассматривая вхождение кавказских народов в состав российского государства как длительный процесс, М. М. Блиев видит в нем два важнейших этапа, разделенных актом правового оформления подданства. Острыми противоречиями и конфликтами был осложнен именно второй период — время установления военной администрации, неизбежно встречавшей сопротивление горцев. Самостоятельное научное значение имели архивные разыскания и публикаторская работа, которая сопутствовала изучению российско-кавказского взаимодействия. Подготовленный М. М. Блиевым двухтомный сборник документов «Русско-осетинские отношения в XVIII в.» заново открыл и обеспечил письменными источниками социально-политическую и культурную историю Осетии XVIII века.

Второе направление исследований первоначально вырастало из необходимости объяснить конфликтность русско-кавказских отношений XIX в. Позже углубленные занятия привели М. М. Блиева к пересмотру традиционных представлений о Кавказской войне. Первая же статья об этом, вышедшая в 1983 г. в журнале «История СССР», вызвала бурную дискуссию. М. М. Блиев предложил новаторский подход, представив Кавказскую войну как переход от патриархально-общинного строя к сословно-классовому обществу и государству.

В недавней книге «Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации», опубликованной московским издательством «Мысль», новая концепция Кавказской войны представлена уже в виде завершенной теории. Становление русско-кавказских связей, мирное сотрудничество и военные конфликты понимаются как часть цивилизационного развития горских обществ Большого Кавказа.

Марку Блиеву впервые удалось представить истоки, события и результаты Кавказской войны как особый вклад в революционный переход человечества от архаических систем организации общества и мифологических форм сознания к строительству государственных структур, осмыслению личной и общественной жизни в понятиях единобожной религии и суперэтнической цивилизации. Духовная, военная и государственная деятельность Шамиля имела ясную программу и опиралась, как показал нам М. М. Блиев, на исторический и духовный опыт пророка Мухаммеда. Возможно, самое неожиданное здесь — образ самого имама. Политик и воин, великий реформатор и создатель государства, Шамиль предстает блестящим интеллектуалом — первым историографом мюридизма и имамата. Сравнивая «горскую революцию» с аналогичными событиями из истории разных стран и народов — в том числе европейского и арабского средневековья, — М. М. Блиев перевел обсуждение проблем кавказоведения на теоретический уровень. Соответственно, руководители и деятели Кавказской войны впервые предстали не провинциальными партизанами-патриотами или «борцами с колониализмом», а величественными героями мировой истории. Труды М. М. Блиева представляются достойным завершением полуторавековой истории изучения Кавказской войны и многообещающим началом нового этапа исследований, на котором проблематика кавказской истории и российско-кавказских отношений XVIII-XIX вв. обязательно станет материалом для общетеоретических выводов в истории и обществоведении.

Примечательная черта М. М. Блиева-историка — его обращение к прошлому всегда связано с необходимостью понимать настоящее, разрешать современные проблемы, искать пути в будущее. Высокая гражданская ответственность — главное объяснение тому, что в научном творчестве профессионального историка появилось третье направление — историческая конфликтология. Прогнозируя военно-политические конфликты на Кавказе и пытаясь их предотвратить, М. М. Блиев активно участвовал в научных форумах и миротворческих инициативах. Он был членом оргкомитета и докладчиком на крупнейших международных конференциях по теории конфликтов, руководил российско-британским семинаром по прикладной конфликтологии. Обсуждая грузино-осетинские отношения или чеченскую проблему, претензии на Пригородный район или положение беженцев, он во всех случаях исходит из твердого убеждения: для выхода из кризиса, для грамотной организации миротворческого процесса совершенно необходимо ясное представление о социально-исторических истоках и долговременных тенденциях развития политического конфликта. В жесткой и эмоциональной книге «Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений» в число причин грузино-осетинского конфликта впервые включены как особенности социального развития Грузии, долго зависевшей от феодального Ирана, так и недальновидная политика России, создавшей в Закавказье основы для провинциальной грузинской империи.

Неготовность общества и государства использовать научное знание вовсе не освобождает от ответственности. Судьба ученого — объяснять сегодня, даже если понимание наступит завтра или, избави Бог, не наступит никогда. История и конфликтология органично соединились в научной публицистике М. М. Блиева — его статьи неизменно вызывают широкий резонанс, заставляют читателя определить собственную позицию.

Рассказывают, что в 1942 г., когда Средний Урух оказался в зоне фашистской оккупации, тринадцатилетний пионер Марк Блиев взорвал немецкую бензоколонку. В конце 80-х и первой половине 90-х гг. XX в., на самом тяжелом для Осетии отрезке новейшей истории М. М. Блиев — один из лидеров национальной интеллигенции, составившей ядро гражданской оппозиции и в значительной степени определившей параметры внутреннего мира — вопреки внешней агрессии и терроризму. Своим высшим титулом М. М. Блиев считает звание профессора, важнейшей миссией — преподавательскую деятельность. Его лекции по русской историографии и истории народов Кавказа пользуются неизменным успехом у студенчества. Под его руководством написаны и защищены десятки диссертаций. По учебникам, написанным им в соавторстве с коллегами, многие годы изучают родную историю школьники Осетии.

Его труды и концепции не только не потерялись на фоне кризисов и перестроек, но обнаружили новую глубину смысла. Если и есть здесь какой-то секрет, то скорее всего — это искреннее стремление к новому знанию и, конечно, талант искать и находить собственные ответы на сложные вопросы, которые задает жизнь. История — пожалуй, единственная наука, никогда не страдавшая отсутствием общественного внимания. М. М. Блиев еще в молодости был замечен и оценен коллегами, любим читателями, широко известен на родине и за ее пределами. В числе считанных историков и политиков, никогда не служивших в МГУ, он включен даже в «Энциклопедический словарь Московского университета». Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Южная Осетия, кавалер ордена Почета Российской Федерации и ордена Почета — высшей награды Республики Южная Осетия, обладатель Серебряной медали имени И. А. Ильина «За развитие русской мысли» — это далеко не полный перечень наград выдающегося ученого. Марк Максимович Блиев и сегодня полон энергии и творческих планов.



Показывать:
Вне серий

X