Фаина Баазова

Биография

Фаина Баазова (1911-1980) юрист по образованию, писательница и историк грузинского еврейства.

Cтаршая дочь рава Давида Баазова – главы прекрасного семейства, где учили с люльки высоким идеалам служения и любви к своему народу. Судьба семьи Давида Баазова схожа с судьбой нашего народа. Не суждено было им счастье. Жизнь не наградила Фаину и женским счастьем. «Богом не дано мне быть женщиной» - часто повторяла она о себе. Она была неуемным борцом за освобождение заключенных отца и братьев.
Фаина Баазова, будучи юристом, историком и публицистом, яалялась блестящим адвокатом. Подобно своим братьям, Герцля и Хаима, прошла замечательную школу юриста Луарсаба Андроникашвили. Профессор Михаил Занди отмечал: «Грузины с любовью относятся к своему языку, они прославлены ораторским искусством. Фаина Баазова блестяще владела этим искусством. Знатоки грузинского слова приходили на слушание в суд, чтобы насладиться ее прекрасными выступлениями».
В период экономических реформ, когда большинство обвиняемых были грузинские евреи, Фаина Баазова, неоднократно защищала их интересы не только в Грузии, но и за ее пределами. В Москве она проходила по делу «Рокотова» в защите заключенных братьев Паписмедовых.
Перед репатриацией в Израиль, Фаина посетила могилу усопшего отца – основателя сионизма и просветителя в Грузии – рава Давида Баазова, причитая тихо прослезилась:»Покойтесь с миром, мои дорогие, я буду молиться за вас в Иерушалаим».
Премьер-министр Израиля Голда Меир, потрясенная трагедией семьи Баазовых, с глубоким уважением относилась к Фаине. После ухода с поста главы правительства, она стала председателем общественного комитета увековечивания памяти Давида и Герцля Баазовых. 2 марта 1976 года на вечере, посвященном памяти Давида и Герцля Баазовых, Голда Меир отметила: «Мы желаем Вам показать, что деятельность Баазовых – одна из важных страниц еврейского народа и истории сионизма. Израильское общество обязано знать, что у грузинского еврейства есть длинная история, внесшая почетный вклад в развитие идей сионизма. Они прошли бедствия и невзгоды в борьбе и через века пронесли любовь к своей исторической родине.
3 труда, дающие представление о Фаине Баазовой – историке грузинского еврейства:
1. Фаина Баазова подготовила к изданию сборник «Давид и Герцль Баазовы» в 1976 году вышедший в свет с ее предисловием. Павел Гольдштейн отмечал: «Немного статей или речей можно найти, где в столь малом объеме материала содержался бы столь широкий диапазон идей».
2. В 1980 г. в Иерушалаим издана на русском языке книга «Прокаженные». Это исторический и сверхчеловечный документ констатации фактов борьбы отца и братьев Фаины с полным анализом происходящего в тот исторический период. Сколько бы не написали о семье Баазовых, эта книга Фаины остается непревзойденной об истории Грузии 20-30 годов.
3. в 1983 г. сестра Полина составила и издала в Тель-Авиве «Памяти Фаины Баазовой»(на рус. Языке). В книге собраны труды и очерки Фаины, представляющие наибольший интерес для каждого историка.
Из публицистической деятельности Фаины Баазовой следует выделить ее борьбу в Израиле на защиту достоинства репатрировавшихся грузинских евреев. Этой теме она посвятила специальную статью, изданную в 1979 году.
Она отмечает, что в «большом потоке» алии из Советского Союза евреи из Грузии составляли 25%. 40% всего грузинского еврейства репатриировалось в начальный же период. Эти цифры налагают ответственность на должностные лица, занимающиеся проблемами абсорбции на более серьезное и отзывчивое отношение к евреям из Грузии, нежели им было уделено в действительности.
На самом же деле, при рассмотрении острых проблем духовной абсорбции интересами грузинского еврейства пренебрегали. Более того, журналисты израильской прессы, писавшие из Грузии, не имели ни малейшего представления не о стране исхода, не о них, поэтому в Израиле укоренилась мнение, что грузинские евреи приехали из менее известной, отсталой страны, они примитивны и невежественны, драчуны, воры и негодяи.
Фаина Баазова считает, что «дальнейшее молчание – это предательство, которое могло привести к непоправимому трагическому исходу для большинства грузинских евреев».
«Неужто не настало время подумать и понять: кто они – эти «грузины»!! Зачем и с чем они прибыли в Израиль? И действительно ли заслуживают пренебрежение и унизительное отношение к себе? Или наоборот, они являются жертвой судьбоносных ошибок и кто-то непростительно грешен перед ними?»
Все эти вопросы встали перед Фаиной Баазовой. Она передала вкратце особенности быта и жизни евреев из Грузии. Они очень отличаются от ашкенази и сефардов. Их историческое наследие из диаспоры совершенно иное. Пришли они в Грузию в несколько этапов после разрушения первого и второго храма и прожили в отрыве от еврейства 26 веков – в полной изоляции. «Выход из Грузии тоже имеет свою отличительную черту» - пишет Фаина Баазова. «Никогда евреи не оставляли Грузию в поисках лучшего удела – а лишь ради Эрец Исраель. Издревле пожилые люди уезжали в Израиль, хотя бы быть погребенным в земле обетованной. Первая группа алии выехала в Палестину в 1925 году, хотя власти прекратили этот процесс незамедлительно!!
В заключении Фаина Баазова поясняет:
- «грузинские евреи – люди энергичные, талантливые – носители и хранители прекрасных традиций, высоконравственные граждане.»
Таким образом, статья Фаины Баазовой способствовала формированию правильных, реальных взглядов об евреях из Грузии, в дальнейшем же изменению отношения коренных израильтян к грузинскому еврейству в позитивное русло.




Сортировать по: Показывать:
Выбрать всё    
Вне серий

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом, коллаборативной фильтрации и других удобств.
X