«Библиотекарь» — четвертая и самая большая по объему книга блестящего дебютанта 1990-х. Это, по сути, первый большой постсоветский роман, реакция поколения 30-летних на тот мир, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, южнорусская сказка о потерянном времени, ложной ностальгии и варварском настоящем. Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д. А. Громова.
Громов — обыкновенный писатель второго или третьего ряда, чьи романы о трудовых буднях колхозников и подвиге нарвской заставы, казалось, давно канули в Лету, вместе со страной их породившей. Но, как выяснилось, не навсегда. Для тех, кто смог соблюсти при чтении правила Тщания и Непрерывности, открылось, что это не просто макулатура, но книги Памяти, Власти, Терпения, Ярости, Силы и — самая редкая — Смысла… Вокруг книг разворачивается целая реальность, иногда напоминающая остросюжетный триллер, иногда боевик, иногда конспирологический роман, но главное — в размытых контурах этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки. Для других — этот мир, наполовину собранный из реальных фактов недалекого, но безвозвратно ушедшего времени, наполовину придуманный, покажется не менее фантастическим, чем умирающая профессия библиотекаря. Еще в рукописи роман вошел в лонг-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга».
Впечатления о книге:
ДС про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
16 06
Я полностью согласен с kelle.
Половина книги - описание ситуации. А дальше тупое мочилово.
Я как человек, еще заставший "ту" эпоху - дух этой самой эпохи не ощутил. Читать, конечно, можно, но не нужно. Идея книги и язык не стоит реализации. Если бы я прочитал побольше отзывов - читать наверное не стал бы и правильно бы сделал.
Г.П.Ухов про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
20 10
Слишком затянуто: эпизод с "павликами", например, можно выкинуть безо всякого ущерба для содержания. Если бы не это, поставил бы "отлично", а так просто "хорошо".
Юкио_Минамото про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
19 10
|||<<Книга словно открыла артезианский колодец, из которого устремился безудержный поток позабытых слов, шумов, красок, голосов, отмерших бытовых мелочей, надписей, этикеток, наклеек… В эфире — пионерская зорька, орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать, в аэропорту его встречали товарищи Черненко, Зайков, Слюньков, Воротников, Владислав Третьяк, Олег Блохин, Ирина Роднина пишется с большой буквы, Артек, Тархун, Байкал, фруктово-ягодное мороженое по 7 копеек, пломбир в шоколаде и на палочке — 28, кружка кваса 6 копеек, молоко в треугольных пакетах, кефир в стеклянной бутылке с зеленой крышечкой, жевачка бывает апельсиновой и мятной, чехословацкие ластики тоже можно есть, в киоске Союзпечати продаются переводные картинки, тонкие как масляная пленка, лучшая брызгалка делается из бутылки от синьки, дымовушка из скорлупы шарика пинг-понга, самострел с деревянной бельевой прищепкой, ключи от квартиры носят на шнурке, варежки на резинках, плетеная ручка, чертик из капельницы, настольный футбол, отряд, наш девиз: ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе, помните через века, через года, о тех, кто уже не придет никогда, пионеры-герои Володя Дубинин, Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова, Олег Попов, Лелек и Болек, Кубик Рубика, переливные календарики, планетарий, фильмы по диапроектору, журналы «Веселые картинки», «Мурзилка», «Юный Техник» с фокусами на обложке, велосипеды «Орленок», «Салют» и «Десна», в будни «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего», по пятницам «В гостях у сказки», в субботу «Абвгдейка», в воскресенье «Будильник», неделя — это разворот дневника…>>|||
======================>
Очень и очень...
Я с Елизаровым почти ровесник, да и родились мы с ним приблизительно в одинаковых широтах... Поэтому книга имела массу откликов в моей душе. Это, господа, наша книга, "семидесятников", был бы крайне признателен, если бы "вьюношество" не критиковало того, чего оно не понимает...
Оценка: отлично
michael740 про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
30 03
У аффтара всё в его глазах написано. Т.е. чем больше на него бочек накатится, те более ему в кайф. Садомазо эпатажное. Ничего о его "перлах" писАть не буду. Дьявол пиается противодействием.
lestart про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
25 04
В тексте наличествует явный перекос, без которого, впрочем, и истории бы не было, ведь вся жуть и смак у Елизарова построены здесь на бойнях. А именно: все читатели, причастные тайне Книг становятся (и без Книги Ярости!) настоящими берсеркерами, и готовы: 1) убивать без разбору и 2) идти на смерть чуть ли не с ликованием. Понятно, что по замыслу Книги дали им счастливые переживания, эйфорию, но не безопаснее и человеколюбивее было бы потреблять героин или собирать грибы-галлюциногены? Из-за этого капитального крена от достоверности в сторону бредового вымысла, книга совсем не пугает, а персонажи становятся просто болванчиками – одним больше, одним меньше – не беда. Это же просто злая сказочка. Сатира, но не на перестроечную Россию, а на времена советского Союза, на восторженность, жертвенность и массовую истерию тех времен.
Концовка состряпана явно наспех. Непонятно, зачем Корн устраивать Вязинцеву насильственное бессмертие, заподозрить ее в любви к Родине сложно, а иного смысла вроде бы нет.
Ingris про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
10 01
ЧУДО. ФИО, ФИО, мясо, мясо, старухо-чернухо, масштабное мясо. Хлюпик. Хлюпик попал. Мясо, ФИО, романтика, ФИО, мясо, ПРИХОД. Мясо, ностальжи, мясо, мясо, истфех мелькнул, мясо, старухо-чернухо. Бункер. Хлюпик, спасай Родину - читай книжки.
Как-то так. Итоговое впечатление от восхваленного романа - беспросветность, и только: позитивного в реальной жизни не было, нет и не будет; это нормально - рвать друг друга в клочья ради нескольких часов чудесности для себя лично; спасти Россию от врагов внешних и разрухи внутренней можно только чудом; людей-пастырей, просветленных чудом, все равно на подвиг хрен поднимешь, только если альтернативой - однозначная неприятная смерть.
ИМХО, книга бесполезная, ни уму, ни сердцу.
hrono про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
14 05
Осилил быстро и до конца, это уже много значит. Сюжет есть, даже пришлось не спать выполнить Условия Непрерывности и Тщания, чтобы осилить в один приём. Язык хороший, читается довольно легко, без спотыков и замутнений. Цельный и аккуратный. Правда, где-то во второй половине автор вдруг возомнил, что пишет "Войну и мир" и перешёл к подробному описанию "битвы при Аустерлице". Пришлось эту часть бегло пролистывать взглядом.
В отличие от некоторых, фашизма не обнаружил. А вот писатель Александр Кабаков прямо на церемонии вручения Букера "шумел что твой Осмоловский": «Я выйду из Букеровского комитета! Это позор! Премировать низкопробный фашистский трэш!». Интересно, а что у них тогда не фашизм?
Твёрдая четвёрка. Рекомендую.
Life_is_good про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
01 02
Очень много драк-схваток-сражений, это порождает диссонанс с современностью, и начинаешь задумываться, насколько это реально?
книга затянутая, но, когда уже начинаешь скучать, наступают неожиданные повороты сюжета.
в целом понравилось, образы очень интересные, абсолютно сумасшедшие события на фоне современной жизни-сама идея-шикарная!
kefirchik про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
02 11
Уже одно количество отзывов говорит о том, что книгу необходимо прочитать. Отличный язык и очень нетривиальный сюжет. А касаемо концовки - сравните с концовкой "Града обреченного"
alenamon про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
01 11
мои 2 копейки: очередной роман Елизарова как и его другие книги-
кинематографичен.
хороший русский язык и стиль - за это ставлю отлично.
Елизарова упрекают в чернухе - но посмотрите на жизнь вокруг и кто сказал что литература должна быть приятной как пастила...
по крайней мере ГГ находит смысл своей жизни...
denysenko про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
30 10
ну по крайней мере ЭТО литература, то что этим словом называют
анотация в целом объективна
но книга... оторватся нельзя, но ощущения пробуждает скорее мерзкие чем приятные. вобщем вполне можно читать.
m_max про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
27 09
Понравилось. Богатый, сочный язык. Какая-то фантасмагоричность... Не рискну сравнивать с Шолоховым или Толстым, но мне показалось очень ярко и талантливо... и очень странно... странное произведение...
представляется не очень правильно раскладывать это произведение (да и любое другое, на самом деле, это проходит только с коньюктурными лубками) как на уроке русской литературы в школе... Талантливо, странно, необычно, ярко... Но на любителя, конечно. Чернушно, чересчур реалистично (мне нравится!!! автор очень любит холодное оружие!!!), никакого морализаторства...
Хотя признание того (Букер), что это лучшая российская книга года, меня сильно удивило:))
Mimohod про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
03 09
В кои веки почитал нормальный повествовательный слог. А то, в последние время, такое впечетление, что современные писатели все из КВНа в литературу перебрались. Сплош мастера псевдосмешных диалогов! А тут хоть душой отдохнул :)
cornelius_s про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
25 06
Не могу не согласиться с критиками Елизарова: да, он обильно матерится. Да, он склонен к дешёвому эпатажу в стиле Сорокин-лайт (от Сорокина вы проблюётесь - Елизаров же удовлетворится вашим "фффу, бля!"). Да, его старухофобия, пожалуй, находится за пределами психической нормы.
Но.
У Елизарова есть несомненный писательский дар - я бы назвал его мастером формулировки. Пара фраз о персонаже - и тот становится не то что видимым, а почти осязаемым, и даже вонючим. Метафоры (образные сравнения? - могу путать) по тексту такие рассыпает - коммерческие сальери-от-литературы должны бы сами от зависти яду выпить. В общем, не возьмусь я Елизарова рекомендовать к прочтению - он мало кому понравится - замечу только, что сам, в конце концов, прочитал все его сочинения, которые есть в библиотеке.
mahasvin про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
31 05
Серьезная книга с несерьезной трэшовой, временами паскудной до омерзения фабулой. Но это тоже такой художественный прием, поэтому, надо дочитывать раз сел. Соблюдая Условия.
Mishellius про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
16 05
В начале, страниц 30, похоже на Липскерова, и поэтому неплохо. А дальше, когда Липскеров уходит, и остается Елизаров - получается очередное коммерческое фуфло.
apetim про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
12 04
Замысел с книгами в целом дурацкий и притянут за уши. Так-же не понятно, что это так все носятся вокруг ГГ, а он, как во сне, все это к себе внимание принимает как должное - это выглядит совсем не естественно и раздражает, как и описания всяческих геройских битв.
Зато, часто то, что не имеет прямого отношения к сюжету, написано просто замечательно, видимо, автор слишком увлекся драйвом сюжета, так что вместо яркой , немного сентиментальной и осмысленной картины, получился посредственный боевичок.
Zmey-RL про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
04 04
После прочтения двоякое ощушение: с одной стороны интересная задумка, оригинальная такая... А с другой много грязи и всяческой мерзости... некоторые главы из-за этого было трудно читать... интересное и загадочное начало скатывается к обычному такому концу...
В обшем, книгу можно читать, но на мой взгляд минусов у нее все же больше чем плюсов.
der Fremde про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
04 04
Идея - оригинальна. Язык - неплох, даже... не, "неплох" будет достаточно. Сам мир произведения... даже не знаю, зачем и какому нормальному человеки знакомство с ним пошло бы на пользу. Имеет место быть, имхо, такое протяжённое упражнение в русской словесности в условиях полного отсутствия темы. Вот что получается, если графоман умеет создавать тексты. В той или иной степени я отношу это соображение и ко многим прочим авторам пишущим в стиле "магической реальности" - Липскерову, Орлову, Маркесу и пр.
М_Hornet про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
27 03
Хорошая книга. Интересный сюжет, приличный язык. Идея - ну кому как. По крайней мере имеет право на существование точно. Рекомендуется к прочтению лицам в основном мужского пола от 1975 года рождения и старше. Реализма конечно как в обычном боевике, но на то и художественный вымысел.
Лицам, интересующимся темой "выживания в кризисных ситуациях" будет что себе отложить на будущее:) и генезис ГГ от трусливого дрочера до мужественного Искателя неплохо выписан.
Пацифистам и либерастам читать книгу нет необходимости.
Небольшая критика (технической части):
На мой взгляд, персонажи как-то странно подходили к выбору снаряжения. Вроде все серьезно, а какой-то подход неправильный, не по-научному как-то, самодельщина неэффективная. Все вооружены кто чем попало (И упоминание про полутораметровую рапиру, право слово, было ни к чему, ибо это нереально), доспехов вменяемых нет ни у кого (в конце только у одного из кланов).
Вообще, если такие разборки - образ жизни, то товарищам следовало бы серьезно заняться историческим фехтованием, с участием в тусовках и приобретения там же снаряжения, благо его они делают в достаточных количествах. Правда, цены на это снаряжение весьма высоки, но чем аутентичнее будет доспех, тем больше шансов на выживание.
Не стоит недооценивать в качестве бронематериала для самодельных доспехов куски протектора от автомобильной шины - они не прорубаются мечом и эффективно держат удар ударно-дробящим (лучше кольчуги). Эта идея в книге упомянута, но как-то вскользь и развития не получила.
Собственно, доспехи такого типа известны с древнейших времен (еще до стальных) - их изготовляли из толстой кожи. И всю историческую эпоху кожаные доспехи были куда распространеннее (в силу дешевизны) нежели стальные. Но автомобильный протектор дает значительно более высокий уровень защиты, нежели кожа.
kelle про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
28 02
Читать стоит начало первой части, где излагается идея. Идея - хороша.
Дальше почти до самого конца идет мутное варево из кровавых ошметьев, бессмысленного и беспричинного одичания, старухофобии и слезливой советской ностальгии. Новых смыслов, открытий и поворотов там нет.
Любопытные могут еще самый конец зачитать, чтобы узнать "внимание, правильный ответ". Но лучше - остановиться на начале. Ибо конец убивает книгу напрочь. Богатая, глубокая фантастическая идея сплющивается в патриотическую агитку. Распахнувшийся было мир скукоживается до размеров "советской Родины". Вместо постижения смысла жизни герой становится на боевое дежурство, хранить Россию от супостатов.
Середина - предсказуема и отвратительна. То есть если вас возбуждает читать, как "обычные советские люди" разнообразно убивают и калечат друг друга - тогда, наверно, понравится. Типа негламурный боевик. "Кровищщща" и "скупая слеза".
Герои картонные при всей своей одичалости. Язык убогий, мещанский. Песни "трогали меня до глубины души", выводит в начале 21-го века писатель, претендующий на место в русской литературе... Я фигею.
Какой Пелевин/Сорокин, вы что? Одной неплохой идейки мало. При всей его фельетонности, корявости и повторах, в Пелевине всегда есть "что-то еще". Он себе самому не равен. "Омон Ра" - ни стеб над совком, ни ностальгия по нему, хотя все это тоже есть. Сорокин же, хоть и маньяк, по-русски пишет как мало кто. Здесь - ни того, ни другого нет и в помине.
allgav про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
13 02
Очень сильно и безжалостно о том, чем мы жили и о том, чем сейчас не живем. Послевкусием остается вопрос: что же лучше -- старые сказки о новом светлом мире или суровый нынешний цинизм.
Пять баллов.
SeNS про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
26 01
Прекрасная книга! Всецело присоединяюсь к взвешенной рецензии уважаемого pkn. До полного понимания "генеральной линии" автора мне (пока) еще далеко, но кое-что уже вырисовывается. Но одно мне уже точно ясно - это не "православный боевик" (как выразился какой-то идиот-критик о "Pasternak"-е ), не фашистская или националистическая литература.
Рад, что в современной русской литературе появился новый яркий автор! Его книги по праву займут свое место (не на полке, а в душе) рядом с книгами Пелевина и Сорокина.
Из крохотных недостатков: в предыдущих книгах заметно влияние Сорокина, в "Библиотекаре" - Пелевина. Но именно небольшое влияние. Думаю, что вскоре автор полностью обретет свой уникальный и неповторимый стиль.
P.S. 2 pkn: Ты знаешь, у меня тоже, практически сразу, возникла ассоциация с "Омоном Ра"!
rvb про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
30 12
Сильное, неординарное произведение. Стиль чем-то напоминает Пелевина и Липскерова, но созданный Елизаровым мир более реалистичен. Жизнь Читателей это трудовой, а не боевой подвиг. Обыденно-героическая.
ЗЫ Да, и еще с Вадимом Шефнером возникла ассоциация.
hrono про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
14 12
Осилил быстро и до конца, это уже много значит. Сюжет есть, даже пришлось не спать выполнить Условия Непрерывности и Тщания, чтобы осилить в один приём. Язык хороший, читается довольно легко, без спотыков и замутнений. Цельный и аккуратный. Правда, где-то во второй половине автор вдруг возомнил, что пишет "Войну и мир" и перешёл к подробному описанию "битвы при Аустерлице". Пришлось эту часть бегло пролистывать взглядом.
Твёрдая четвёрка. Рекомендую.
Stiver про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
23 10
По атмосфере, изложению и тематике сильно напоминает "Дьявол среди людей" и "Бессильные мира сего" Стругацких. Все три произведения лучше всего характеризуются эпитетом "добротная чернуха". Возможно даже где-то местами талантливая. Читается хорошо, но только один раз. Желания перечитывать не возникает и скорее всего никогда не возникнет.
oldvagrant про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
17 10
Весьма неплохо, рекомендуется к прочтению. Правда не шедевр, на 4. Идея похожа на Стивенсона "Лавина", но послабей, более сказочна что-ли и оттого не производит столь сильного впечатления. Стиль - фантасмагория, не сильно отягощенная проблемами реалистичности, хотя и нарочито приземленная. Отсутствие персонажей, вызывающих сочувствие - это, конечно, фича, но ... меня, лично, раздражает. Аннотация на редкость адекватна.
pkn про Елизаров: Библиотекарь (Социальная фантастика)
07 07
Вот бывают книжки-развлечения. И бывают книжки-поучения, и бывают книжки-попущения, и бывают книжки-наущения... ну, вы поняли. Разные бывают книги. Бывают и книги-ощущения. Это когда есть мощнейшее ощущение что вот где-то рядом, вот на следующей странице, вот ещё немного - и прорвется напряженный, мутный пузырь ощущения, и родится понимание. Ясное, недвусмысленное. "Библиотекарь" - это не тот случай. "Библиотекарь" - это, всё-таки, книга-ощущение, а не книга-осмысление.
Хотя кто знает... я непременно ещё вернусь к этой книге и к этому автору, и может быть, дойду-добреду и до осмысления. Но пока этого нет.
Пересказывать сюжет не хочу, но необходимо заметить, что сюжет в книге есть, и, в рамках заданной полумистической реальности, сюжет очень жесткий и крепкий, *ощущение* выражается, слава богам, не в приевшейся уже форме потока сознания. Но главное, всё-таки - ощущение. Создавамое системой образов. Система образов, на мой взгляд - главное в этой книге. Сразу оговорюсь, что система образов - сложнейшая, с первого раза не разбираеммая, и я никак не претендую на единственную или исчерпывающую трактовку.
Мне кажется, что "библиотекари", "читатели", "читальни" - вообще все фантасмагорические основные элементы действия в книге - представляют собой (очень сильно) переосмысленные, переведенные в ощущения остатки "старого мира", мира наивной, жестокой, возвышенной и бессмысленной интеллигенции советских времён, тонущие в реалиях сегодняшнего дня. И бегущие его. Они не живут в сегодняшнем мире, но не живут и в прошлом - прошлое давно ушло. Они живут, и умирают, и убивают друг друга в подпольной полуреальности, существующей и имеющей смысл только для них самих, для любого стороннего наблюдателя представляющейся кровавым бредом сумасшедшего. Они, как включения особо тугоплавких пород в вареве горячей магмы, не поддаются перемешиванию, остаются обособленными, но уже и не играют никакой роли в структуре и составе этой магмы - так, обломки чуждого новому времени прошлого... обречённые и прекрасно-отвратительные в своей обреченности.
Современность российского общества, новая магма, практически не фигурирует в книге, её незначительность иногда откровенно нарочита, что позволяет сделать вывод, что Елизарова интересовала именно судьба обломков прежнего. С другой стороны, обломки эти показаны настолько безжалостно, без прикрас, что картина иногда перехлестывает в натурализм, и хочется прикрыть глаза и попросить автора о милосердии... и в то же время нигде и ничего не сказано напрямую. Автор мастерски манипулирует ощущениями читателя, подводя к самому порогу осмысления, и неизменно бросая его, ошеломлённого, у этого порога.
В общем, я давно не испытывал такого кайфа от чтения русских буковок. Пожалуй, со времён "Омон Ра". И нет, я не думаю что это похоже на Витицкого - скорее на Кафку, аранжированного в тональности хэви-метал.
Оценка - конечно, "отлично".
miri.ness_ про Еще не поздно
25 12
Двоякое впечатление. У автора, возможно, в родственниках или их друзей есть взрослые люди, крепко обиженные Ангстремом. Но много знающие про электронику и микроэлектронику тех лет - отсюда и довольно глубокие познания, правда ………
Саша из Киева про Даниил Фёдорович Краминов
23 12
На Флибусте есть книга Даниила Краминова "В орбите войны. Записки советского корреспондента за рубежом. 1939-1945 годы". Надо бы добавить её сюда. Я попробовал добавить - почему-то не получилось. А книга интересная. Я читал ………