Люди сороковых годов (fb2)

Алексей Феофилактович Писемский
Люди сороковых годов 1668K, 688 с.   (скачать)

Добавлена: 13.06.2010


Впечатления о книге:  

kondor1976 про Писемский: Люди сороковых годов (Русская классическая проза) 21 03
для Astrowalk либо лет 130 либо до 1860 выбирайте

Boris про Писемский: Люди сороковых годов (Русская классическая проза) 21 03
Писемский не слишком усердно участвовал в гонениях на староверов - его консультировал Мельников-Печерский, для которого "работа" со староверами была профессией. А потом он увековечил их быт в своих эпопеях....
Писемский был ведущим русским писателем послепушкинской поры, пока не поссорился с либеральной интеллигенцией и не подвергся бойкоту. Характеры в Тюфяке и Тысяче душ яркие и очень неоднозначные, особенно Калинович - яркий прообраз Собчаков - либералов на словах и диктаторов на деле, добивающихся прогрессивных с их точки зрения целей грязными способами. И язык в этих произведениях яркий и живой - советую всем.
А люди 40х г.г. - вещь поздняя, свидетельство затухания таланта.

Astrowalk про Писемский: Люди сороковых годов (Русская классическая проза) 21 03
Задумывая это произведение, автор, очевидно, вдохновлялся "Героем нашего времени" и "Мёртвыми душами". Главный герой - помещик средней руки, жизнь которого прослеживается на протяжении 30 лет - от начала 1830-х до начала 1860-х, от детства до почти старости. Автор ввергает своего героя в самые разнообразные ситуации, сталкивает с людьми всех сословий и занятий, как бы составляя энциклопедию русской пререформенной жизни. Многие описания (например, гонений на староверов, в которых Писемский вынужден был принимать участие по долгу службы*) - имеют, видимо, документальное значение как свидетельство очевидца. В уста героев вкладываются программные заявления различной направленности, причём автор стремился к некой "полифоничности" - почти нет однозначно положительных или отрицательных героев (разве что взяточник-губернатор и несколько идеализированных крестьянских типов).
Главный герой тоже неоднозначен. Его идейная неустойчивость поразительна. Он легко переходит от увлечения религией к ее отрицанию, от мечтаний о коммунистическом обществе к примирению с монархическим режимом. Наиболее последовательно и прочно усваивает он лишь своеобразно понимаемый жоржзандизм - принцип свободной от обязательств любви.
По своим чисто литературным достоинствам роман (или даже - полуроман, полуочерк), как мне кажется, уступает лучшим произведениям современников (Гоголя, Достоевского, Тургенева, Толстого). Язык бедноват, характеры статичны. Персонажи беспрестанно "пожимают плечами", "слегка усмехаются", "взмахивают глазами", "уставляют свои глаза", "подхватывают"... Стиль местами неуклюж до детскости, вызывая улыбку у читателя 21-го века, прошедшего горнило изощрённых языковых экспериментов. Тем не менее, присутствует целый ряд ярких, живых, запоминающихся образов. Много удачных сатирических сцен, ряд описаний окрашен мягким юмором (например, попытки Вихрова повысить интеллектуальный уровень своей любовницы m-me Фатеевой).
Стоит читать всем, кто интересуется историей России и русской литературы.
*) Еще в 1916 году Н.Н.Виноградовым были опубликованы ценные архивные материалы, из которых видно, что эпизоды служебной деятельности Вихрова в губернском городе, описанные в романе, очень близко воспроизводят факты служебной деятельности самого Писемского в Костроме. Обнаруженные Н.Н.Виноградовым два дела об уничтожении чиновником особых поручений Писемским раскольнических часовен в селе Урене и деревне Гаврилково в 1850 году привели исследователя к выводу, что именно первое дело послужило основой для девятой и десятой глав четвертой части романа (Н.Н.Виноградов "Алексей Феофилактович Писемский". Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, 1916, том XXI, кн. 2, стр. 134-135).

Оглавление


Прочитавшие эту книги читали:
X