Ожерелье голубки (fb2)

Абу Мухаммед Али Ибн Хазм (аль Андалуси) Переводчик: Михаил Александрович Салье
Ожерелье голубки 1010K, 164 с.   (скачать)
издано в 1957 г.
Добавлена: 29.06.2007

Аннотация

Арабская поэзия XI в, пытавшаяся первое время в Испании хранить старые традиции и воспевать никогда не виданного этими поэтами верблюда, постепенно под местными влияниями ожила, приобрела индивидуальный характер и, как это можно теперь считать доказанным, в свою очередь оказала могучее влияние на лирику европейских трубадуров. Вот на такой-то почве и возникло предлагаемое сейчас русскому читателю произведение Абу Мухаммеда Али ибн Ахмада ибн Хазма, родившегося в Кордове 7 ноября 994 года, — книга «Ожерелье голубки» (Тоукал-хаммана). Нужно прежде всего иметь в виду, что для читателя той эпохи голубь отнюдь не был символом мира и кротости, каким он стал позднее у христиан. Тогда за ним сохранялось приписанное ему еще в «голубином городе» Вавилоне символическое значение сладострастия. Ведь и у греков голубь был птицей богини Афродиты, а по вавилонским преданиям знаменитая Семирамида появилась на свет из голубиного яйца.
"Ожерелье голубки" дошло до нас в единственной рукописи, принадлежащей библиотеке университета Лейдена. Со слов переписчика можно заключить, что рукопись при переписке подверглась некоторому сокращению. По форме "Ожерелье голубки" - нечто среднее между посланием большого объема и произведением мемуарного жанра (сам Ибн Хазм предпочитал первую трактовку). Каждая глава начинается с философского рассуждения, далее несколько рассказов-иллюстраций и стихотворений.




Впечатления о книге:  

Дейдре про Ибн Хазм: Ожерелье голубки (Древневосточная литература) 27 04
Читала на бумаге, в сборнике "Средневековая андалусская проза". М. 1985. В восторге. Ожидала много - эпоха обязывает, но чтобы ТАК! В общем, книга превзошла самые смелые ожидания.
Итак, по порядку: вещь потрясающая. возможно, надо сказать большое спасибо переводчику (за подгонку к нашему восприятию, наверное это можно назвать так). Текст несколько эм... сладострастный... в общем, комментировать не берусь - под впечатлением.
Не знаю заслуга ли переводчика, но страницы дышат эпохой. Так странно поднимать взгляд от книги и понимать, что ты на самом деле находишься в Москве ХХI века...
Рассуждения о любви в духе современных мистиков, (но куда как глубже). Просто волшебный образ звезд (для меня это больная тема:)). У меня проходили параллели с европейской куртуазной литературой - что, впрочем, логично.
Очень интересно читать в культурологическом контексте. Большое количество забавных моментов - обойдёмся все же без цитат, дабы не раскрывать интригу и не портить удовольствие от прочтения. Но взаимоотношения народов, религий и разных течений внутри имеющихся религий (а как над Троицей подшутили!:)) отражены просто замечательно - вероятно, потому что речь не о них - эти противоречия упоминаются мельком.
Очень понравилось "присобаченное" в конце религиозное поучение. Оно именно прилеплено - дабы цензура тапками не забросала, надо полагать: вдруг, на последних 15 страницах, страстное обличение блуда. причем, что характерно: меняется композиция - автор уже не вставляет стихов, иллюстрирующих то или иное утверждение, не приводит баек из жизни (точнее приводит не выделяя).
В общем, прочесть рекомендую. а сама - верите? - зависла. сижу и пытаюсь сопоставить с тем, что я про арабскую прозу думала...


Прочитавшие эту книги читали:
X