Вы здесьСоциальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и П. Бергера
Опубликовано вт, 29/01/2013 - 13:35 пользователем maxihorovych
Социальная реальность в феноменологической традиции социологии знания (основные теоретики П. Бергер и Т. Лукман) интерпретируется как «знание» об этой реальности, а оно, в свою очередь, формируется, интегрируя человеческий опыт, который возникает в повседневной интерсубъективности. И в отличие от классических просветительских установок, воплощенных в убеждении Маркса о возможности непосредственно общественных, т. е. объективных, социальных отношений, в феноменологической парадигме постулируется «новая непрозрачность» - осознание того, что в современной жизни человек многое вынужден принимать на веру». Так процесс сегментации институционального порядка приводит к социальному распределению специфически ролевого знания в обществе за конкретными типами людей. Например, профессионально подготовленные группы , обладающие глубоким знанием о конкретном социальном процессе или явлении и, что очень важно, имеющие повседневный опыт управления и воздействия на эти процессы , накапливают опыт взаимодействия с ними. Однако трансляция его осуществляется упрощенно: в виде рецепта для тех, кому он нужен для реализации какого-то единичного проекта в повседневной жизни. В современном мире все более растущая дифференциация общества ведет к возрастанию «непрозрачности» человеческого опыта, что обусловливается высокой степенью дифференциации специфически ролевого знания и распределением в институциональном порядке организации и передачи этого опыта. Озабоченный достижением определенных целей, индивид сосредоточивает свое «внимание к жизни» (термин Шютца) не на виявлении генезиса интерсубъективного опита и рецептов поведения, а на непосредственном использовании зтого опыта, утвердившего свою «истинность» в повседневной реальности. Таким образом, опыт и фактичность в феноменологической социологии знания определяются как «непрозрачнье». По сути, здесь речь идет о естественном языке, с его правилами организации речи и письма, о предрассудках и установках, правилах, нормах и ценностях, о знании, т. е. о том объеме информации, которая нерефлексивно, некритично усваивается в процессе социализации членами общества благодаря его представленности в качестве «очевидного» и «само собой разумеющегося». Поскольку такое знание социально объективировано в качестве системы общих истин относительно реальности, то отклонение от институционального порядка воспринимается людьми как моральное нарушение, умственная болезнь или невежество. Эти истины являются матрицей стереотипов, опосредующих отношение людей к друг другу и задающих рамки человеческому поведению и его экстернализации. Индивид, жизненное кредо которого - жить как все, т. е. бить одобряемым сообществом людей, разделяющих его собственный мир, старается не отклоняться от предложенных рецептов, что является непреложным гарантом стабильности и предсказуемости его существования. Игнорирование же рецептов - это уже угроза стабильности функционирования института и путь к развитию конфликта с теми, кто придерживается данного порядка и желает его сохранить. Повторюсь, что система общих (заданных) истин рассматривается как само собой разумеющееся знание, которое приобретается человеком в ходе социализации, и, по логике Бергера и Лукмана, посредством его осуществляется интернализация в индивидуальном сознании объективированньх структур социального мира. Эти структуры образуют индивидуальное видение мира человека - его «социальную перспективу». «Каждый человек "организует" мир в "перспективу", зависящую от точки видения мира именно этим человеком. Позтому мир предстает перед отдельным человеком в определенной данному человеку соответствующей "структуре"... Перспектива - это один из компонентов реальности, не будучи ее деформацией, она является ее организацией». Человек, следовательно, организует воспринимаемую реальность. И перспектива, таким образом, - это то, что зависит от субьекта - носителя точки зрения - и от места точки зрения субъекта, т. е. той реальности, которая окружает субьекта. «Конечно, я знаю и то, что у других людей есть своя перспектива на наш общий мир, не тождественная с моей. Мое "здесь" - зто их "там". Мое "сейчас" не полностью совпадает с их. Мои проекть не только отличаются, но и могут даже противоречить их проектам. В то же время я знаю, что живу с ними в общем мире» [1, с. 43]. Отсюда следует, что мое «здесь», где я реализую свои проекть в соответствии с интересами и умениями, обусловленньми специфически ролевьм знанием, является «непрозрачньм» по отношению к их «там», и на-оборот. Таким образом, в феноменологической социологии знания под-черкивается активность воспринимающего субьекта исходя из нераз-рьвности мира и человека. Социальньй мир и его обьекть больше не рассматриваются как нечто, изначально расположенное вокруг субьекта и начинающее су-ществовать для него по собственной инициативе и о котором возмож-но знание, не зависящее от характеристик познающего субьекта. Так как, по мнению феноменологов, «непрозрачность» жизненного мира обусловлена именно тем, что он не «дается», а «конструируется».
|
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
Aliki RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 4 часа
Kiesza RE:Таинственная личность админа Флибусты 6 часов Isais RE:Кармен Мола - Пурпурная сеть [litres] 1 день Isais RE:Детство, опаленное войной (Вторая мировая 1939-1945 и ВОВ) 1 день kopak RE:О группе Дятлова. О той самой, того самого... 4 дня Isais RE:Катя Водянова - Дом и два жениха в придачу 1 неделя Aleks_Sim RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 1 неделя Саша из Киева RE:Кто сможет раздобыть и оцифровать нужные мне книги? 2 недели Isais RE:Дмитрий Анатольевич Горчев - ЖЖ Дмитрия Горчева (2009–2010) 2 недели Саша из Киева RE:Детям о Ленине (Издание 1965 года) 2 недели Саша из Киева RE:Приключения Мишки-Ушастика (Перевод Марата Брухнова) 3 недели babajga RE:Белая княжна 1 месяц Isais RE:Файл достаточно хорош. Нет смысла в его улучшении. Ага,... 1 месяц mazay RE:Sleepy Xoma - Bagⲣѱnoⲣojdennaѱ 1 месяц zlyaka RE:С Новым годом! 1 месяц SparkySpirit RE:Жорж Санд - переводы 19 века 1 месяц Саша из Киева RE:Наш дом - СССР 1 месяц babajga RE:Чернушка. Повести 1 месяц Впечатления о книгах
Kiesza про Лиманов: Пять лет спустя, или Вторая любовь д'Артаньяна [СИ] (Исторические приключения, Фанфик)
06 02 Не Дюма. Изложение скучноватое, неспешное. Кардинал мелочен, Рошфор глуп, д`Артаньян задрот. Оценка: плохо
sicomd про Никонов: От Второй мировой к холодной войне. Немыслимое (История, Публицистика)
06 02 Почему так корежит некоторых …. Когда речь заходит о СССР — только поэтому читать стоит!
Oleg68 про Куанг: Опиумная война [The Poppy War ru] (Фэнтези)
05 02 Очень понравилась книга. Необычно. Нравится слог автора. Оценка: отлично!
decim про Светлана Сергеевна Тюльбашева
05 02 Столкновение орков и вампирш, посвящённых 2-3 поколения назад и не осознающих своё вампирство. А кто другой может прошляться пол-лета по болотам, питаясь одной черникой и не быть съеденными комарами, когда кончится репеллент(столичным ………
Skyns71 про Олшейкер: Психологический портрет убийцы. Методики ФБР (Психология, Юриспруденция)
04 02 ...автор почётный поциент клиники Somerville Asylum в Бельмонте, опус - много слов поциента ни о чём". Уважаемый 187 - вы книгу-то читали? А хотя бы статью в Википедии про автора? Не стыдно нести чушь?
Barbud про Шалашов: Господин следователь 4 [СИ] (Альтернативная история, Исторический детектив, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
04 02 Читать можно. Повествование идет неторопливо и размеренно, в тексте много всяких бытовых подробностей - особенностей топки печей, пользования самоваром, найма прислуги, обращения с ней и т.д и т.п. ГГ ходит на службу, вкусно ……… Оценка: хорошо
virtcatty про Никонов: От Второй мировой к холодной войне. Немыслимое (История, Публицистика)
03 02 Для тех кто комментировал ранее. План "Немыслимое" всё-таки был. И холодная война была, и как всегда виновата РОССИЯ!
Skyns71 про Никонов: От Второй мировой к холодной войне. Немыслимое (История, Публицистика)
03 02 Уже по аннотации ясно, что читать не стоит. Очередная пропагандистская дрянь.
decim про Лабатут: Когда мы перестали понимать мир [litres] (Научная литература: прочее)
03 02 Обголливуженные биографические справки о некоторых учёных прошлого века под общим знаменателем "ваще трёхнутые яйцеголовы". Книгу делало издательство Ad marginem, оптимизнувшее, похоже, научного консультанта в ноль. Так ………
mysevra про Алферова: Женщина с диванчиком (Научная фантастика)
03 02 Мне сегодня на книги не везёт. Оценка: плохо
mysevra про Жирар: Парижанка и ее шарм (Руководства, Самосовершенствование)
03 02 Сплошной сумбур и чепуха, невозможно читать. Оценка: плохо
Nicout про Никонов: От Второй мировой к холодной войне. Немыслимое (История, Публицистика)
03 02 Можно не читать, стандартный перепев гнусной совковой пропаганды - на Западе все сволочи, невинный совок в белом. Кстати, напомните мне когда в совке была издана речь Черчилля в Фултоне, дабы каждый совок мог убедиться в планах ……… Оценка: нечитаемо |
Комментарии
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Мамо!
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
(размышляет):
Растечься, что ли, мысию по древу на предмет соотношения графического и колористического начал, как двух типов мировосприятия?..
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Очередной Паганель заблудился по дороге к академическим журналам?
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Добрый вечер. Я смотрю, тут все свои. Предлагаю обсудить проблемы мировосприятия реальности героем книги Сергея Козлова через призму тумана.
Тем более, что я всё равно не понял, что нам хотел сказать автор блога
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
А ничего он сказать не хотел. Копипаста-вброс. Для посмотреть на реакцию.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Труп. Однозначно, труп!
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Это что за новое направление деятельности? Во всем виновата интеграция ИТ, лишь бы, а где, куда и как, не важно!
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Читать на всякий случай не стал, но обязательно куплю в бумаге, если это напечатают в виде рулона длиной 53±5 м и шириной 90±2 мм.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Похоже на ошибки распознания. То есть это уже напечатано. А maxihorovych наш брат - начинающийся книгодел!
Так шо нападающим - ша! А Вам, maxihorovych, - Добро пожаловать! Ждем произведение полностью fb2-сверстанным в сюда!
характерный акцент не может не радовать, опять-таки.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Здесь таких не любят. Или любят. Или не здесь.
Там - точно не любят. Но туда сейчас нет доступа. Поэтому приходится не любить здесь.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Приходится здесь — это не то слово, просто, как, — пока, увы, нет там(